Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Фестивали

СФЕРА нового движения
ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
НЕСКОЛЬКО ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Вся познавательность и эстетическая важность "мероприятия" отразилась на организмах зрителей. Потому как нас (зрителей) очень полезно знакомить с новым. А новое, почему-то обходит Челябинск стороной.

Зрители реагировали очень по-разному. Кто-то фыркал и уходил. Кто-то терпеливо постигал. Кто-то думал, что нашел что-то родственное своей душе. Зачастую защитной реакцией от шокирующих элементов (нечленораздельные звуки и ритуальные заклинания типа "За кетой пора коту", имитация припадков психзаболевания) был смех. Сомнительно, что такая реакция предполагалась создателями.

Особо много было молодежи. Вполне логично: новое -- удел молодых. Хотя фестиваль показал, что новая хореография не определяется чисто временными рамками.

Татьяна Вольфович и
Майя Крылова
 

Все спектакли выполнены в стиле модерн (в Европе чаще всего употребляют термин contemporary dance). Этот стиль включает множество разнообразных техник (надо сказать, что любой более или менее значительный хореограф -- уже создатель совершенно особенной, отдельной техники). Дедушке-модерну уже как-никак около ста лет (в начале века Айседора Дункан привезла его в Россию). Он носит титул современного танца в противовес классическому балету, как реакция на многовековое засилье классических канонов.

В свете этого, непонятно присутствие в жанре "современности" постановок артистов классического жанра (нашего театра оперы и балета), включавших чисто балетные элементы. Неужели наша удаленность о мировых центров действительно так влияет на понимание нового? (Для справки: французы говорят, что в России современной хореографией называется все, что нельзя назвать классическим балетом).

По словам Майи Крыловой, то, что происходит в сфере современной хореографии в Челябинске, можно отнести к "движенческому театру". То, что в мире подразумевается под современной хореографией, для нас еще недоступно. Или просто не понято.

Хотелось бы сказать, что гости увезли в Москву новые впечатления. Их источником стала молодой челябинский хореограф Ксения Петренко. С артистами "Студии М" (молодежная студия театра "Манекен") она создала необычные, новые вещи на базе обычных упражнений по сценопластике. О ней -- отдельно и в других публикациях. Вот цитата из статьи Майи Крыловой "Сад уральских камней" о фестивале ("Независимая газета", 23 мая 2001 г.): "┘Единственный зрительский "уход на сторону" состоялся в направлении театра-студии "Манекен" (существует параллельно основной труппе "Манекена"), где с драматическими артистами работает молодой хореограф Ксения Петренко. По поводу ее миниатюры "Если бы┘" со значительной долей вероятности можно повторить слова Шерлока Холмса, сказанные им своему коллеге -- провинциальному английскому полисмену: "Вы далеко пойдете в своей профессии. У вас есть чутье и интуиция".