 | |

АБСОЛЮТНО АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
В один из дождливых дней уральского лета нам удалось встретиться с обладателем двух
"Золотых масок" Ольгой Поной и ее коллегой из Нидерландов Атом Хухеем. Приютил
нас театр "Манекен", где в арт-буфете и состоялась эта беседа.
Дмитрий: Ольга, представьте, пожалуйста, своего гостя.
Ольга: Ат Хухей долгое время работал директором
школы современного танца в Голландии. Первым привез в Европу американцев, которые принесли,
можно сказать, новое, современное искусство, современный танец. Это человек, который подвигнул
многих людей к созданию спектаклей, перформансов.
Д.: Ат, с чем связан Ваш приезд в Россию, в Челябинск?
Ат: Совместный проект -- одна из важных причин
моего пребывания в Челябинске. Но в большей степени я нахожусь здесь из-за искусства Ольги.
То, что она делает уникально для развития современного танца в мире, вообще в современном
искусстве. В Европе мы подходим к завершению какого-то большого этапа современной хореографии.
Я всегда разочарован, когда вижу конец чего-то. В работах Ольги есть много элементов,
в смысле современного искусства и танца, которые очень привлекательны и которые мы навряд
ли отыщем сейчас на Западе.
О.: Российский современный танец, как считает Ат,
находится сейчас в периоде становления, развивается большими темпами. Когда-то Ат был
в начале пути развития европейского современного танца, сейчас он видит что центр, взрыв
-- самое интересное -- перемещается из одной страны в другую. Подобное смещение к России
было для всех неожиданностью, ведь Россия не имеет никаких традиций современного танца.
Но, тем не менее, именно здесь сейчас всплеск современного танца. Ату интересно все, что
в начале пути, нежели то, что в конце, в любом виде искусства, поэтому он здесь.
Ат: Запад имеет явную и длинную историю развития
современного искусства, и все, что появляется нового, вступает в борьбу с историей, сознанием.
Система ценностей, которая уже сформирована в современном искусстве, сильна. Для молодых,
которые хотят сломать ее, это становится почти невозможно.
Я люблю Россию. Верю, что возможно создавать современное искусство повинуясь потребности,
а не традициям. Но люди порой слишком впечатлены Западом и каждый художник в России смотрит
туда, пытаясь сравнить свое искусство с западным.
Современное искусство на Западе во многом занято исследованием самого себя как персоны
(эго, копание в себе). Большинство художников переживают кризис собственной идентификации:
кто же я, как мне плохо, как я одинок. Есть ли для них какая-то другая причина создавать
произведения искусства, чем копание в себе?
Искусство не может быть определено только одним путем. На мой взгляд, Россия -- единственно
"натурально" постмодернистская страна, потому что здесь может быть совмещено
все, даже в творчестве одного художника. На Западе все разделено, все в чистом стиле и
в чистом виде и каждый работает в узком направлении.
Д.: Спасибо за оптимистическую оценку современного искусства
России. Хотя изнутри многое видится иначе.
Например, в одной из местных газет в статье известного в челябинских
кругах критика, вернувшегося с театрального фестиваля в Екатеринбурге, наряду с подробным
анализом просмотренных спектаклей прозвучал следующий экзерсис: "Дальше был современный
танец, но я не считаю его искусством, поэтому писать об этом не буду". Ольга, Вы
могли бы это опровергнуть или прокомментировать?
О.: Собственно это дело индивидуального вкуса.
Существует современное кино, современная литература, современное изобразительное искусство
и современный танец. А как ко всему этому относится -- личное дело каждого. Но современное
искусство существует помимо чьих-то желаний. Есть люди, кому оно нравится, я надеюсь.
Светлана: А насколько вы в Челябинске востребованы?
О.: Мы имеем свою публику, и я думаю, что мы ее
сформировали своей 10-летней историей. Это интеллигенция, студенчество, любители танца,
любители современного искусства. Собственно, в этом поле, в этом круге мы востребованы.
Мы не жаждем, чтобы на нас ломились. Это нам совершенно ненужно. Мы не представляем собой
какой-то раздел поп-культуры.
С.: Вам комфортно в челябинской среде?
О.: Я родилась в другом городе и Челябинск не является
для меня родиной, не является родным и... любимым городом. Но я также не могу назвать
город, в котором я хотела бы жить, или тот город, который я люблю. Он еще не встретился
мне. Я живу там, где предлагают мне обстоятельства, и как-то приспосабливаюсь к этому.
Могу сказать одно: какое-то признание я здесь имею, что не всегда случается с художниками,
артистами. Бывает гораздо хуже ситуации, я довольно благополучно существую в Челябинске.
Д.: Как мне кажется, танец как таковой -- искусство абстрактное
и соизмерим лишь с музыкой по степени отстраненности.
О.: Совершенно верно. Это в первую очередь абстрактное
искусство. В годы советской власти его пытались приблизить к какой-то адаптированной истории,
сюжету. Не случайно, если вы приходите в театр оперы и балета, то вам первым делом дают
либретто, и вы изучаете, что же произойдет, а потом смотрите спектакль. Спрашивается,
зачем же тогда показывать?
Изначально же танец возник как абстрактное искусство. А в особенности современный танец
-- это абсолютно абстрактное искусство, способ мышления собственным телом, мышцами. Самое
интересное наблюдать как раз таки умное тело, которое отражает работу интеллекта.
Для меня, как зрителя, если я сижу в зале, важно считывать через танцовщиков интеллектуальное
послание автора, хореографа.
С.: Ольга, танцовщики вашей труппы кто они?
О.: Это выпускники Академии искусств и Колледжа
культуры, некоторые люди без специального образования -- те, которые пришли из самодеятельного
коллектива, но они выросли в профессиональных танцовщиков и успешно трудятся. Шестеро
из них работают как хореографы и имеют свои компании, свои любительские труппы. И не просто
имеют свои труппы, а являются победителями разного уровня конкурсов хореографов, разного
рода фестивалей, вплоть до проводимых московским объединением Цех".
Для меня предмет гордости иметь в труппе шесть хореографов, которые работают со мной
как танцовщики. В процессе работы я использую их талант: прошу их сделать этюды, которые
потом беру или не беру, переделываю или не переделываю. Это помогает и в тоже время обязывает
меня: я должна соответствовать им даже в проведении урока -- есть большая разница между
работой с начинающими и с профессионалами, которым надо дать некую пищу физическую и интеллектуальную,
удовлетворяющую их.
С.: Сколько в Вашей труппе танцовщиков?
О.: Мы начинали с восьми танцовщиков, но постепенно
труппа разрослась до 13-ти. Это очень много. К примеру, на Западе, их число достигает
максимум пяти. Есть обширные труппы, но это исключение из правил. Совсем необязательно
выводить на сцену 32 человека по восемь в ряд. Даже с четырьмя и пятью танцовщиками
можно сделать спектакль и выразить все, что ты хочешь.
Подавляющее большинство танцовщиков работают в нашей компании "Челябинский театр
современного танца" 6-7 лет и более.
Западная практика такова, что танцовщики участвуют в проекте, потом прокатывают его
в течение, предположим, года и расходятся в другие проекты. Там нет традиций длительного
пребывания в одном коллективе. В каждый новый проект танцовщики привносят опыт предыдущего
спектакля. Потом они расходятся и переносят в следующий спектакль зачастую то же самое.
Мы, работая вместе в театре, в течение 6-7 лет (а театру 10 лет!), не эксплуатируем
постоянно одни и те же свои потенции. Я надеюсь, мы развиваемся.
С.: По Вашему мнению насколько важен для современного танца сопровождающий
его визуальный ряд, сценография?
О.: Визуальная среда в современном танце очень
важна. В своих спектаклях я часто дополняю выразительность движений танцовщиков различными
визуальными элементами. К примеру, в одном из спектаклей я использую машинерию сцены --
конструкции, на которых висели, поднимались и спускались с колосников актеры. В другом
спектакле мы применили резинки, позволяющие создать на сцене эффект полета.
15 июня у нас будет спектакль в драмтеатре (точнее один мой, другой спектакль Владимира
Поны). В моем спектакле нет никаких визуальных атрибутов, кроме восьми табуреток. Это
мужской спектакль, очень аскетичный. В спектакле, который я делаю в данный момент, будет
полностью выстроена конструкция поезда на сцене, т.е. пространство насыщенно имиджевыми,
визуальными вещами. Но что бы вы ни принесли на сцену из имиджевых, визуальных дополнений
(скажем, ткань, свет и цвет и т.д. и т.п.), главное -- качество танцевания и тот движенческий
материал, который предложен интерпретатором. Это определяет спектакль.
С.: Современное искусство -- синтетично по своей природе и может,
к примеру, включать в пластический текст танца монологи и пение исполнителей. Вы в своих
спектаклях активно используете подобные приемы. Расскажите об этом.
О.: В "Ожидании" (спектакле, получившем
в этом году "Золотую маску" -- Ред.) есть русское народное пение, но
оно идет в фонограмме. В спектакле "Смотрящие в бесконечность" фольклорные песни
поют "живые" певцы.
В самом первом спектакле, с которого я начинала, -- "Ты есть у меня или тебя у
меня нет?" -- был прямо-таки текстовой кусок. Там шестеро танцовщиков одновременно
говорили каждый свой текст, написанный в юмористическом ключе, о том, что каждый из них
подразумевает под словом любовь. Один говорил, что это бокс, другой -- что человек любит
самого себя и только иногда, очень редко случается, что мужчина любит женщину и т.д. Все
они говорили одновременно, и можно было с трудом различить, о чем они говорят, но постепенно
каждый отходил от этой линии, оставались трое, двое и, наконец, можно было услышать, о
чем идет речь. Здесь содержание как таковое не очень важно, а важен эмоциональный оттенок
того, как они говорят.
В спектакль "Киномания" включены фонограммы, выдержки из нескольких кинофильмов,
например, сцены в бане из "Иронии судьбы" Эльдара Рязанова, из фильма Ромма,
где Баталов играл физика-ядерщика, спор в ресторане о том, сколько нужно топлива, чтобы
долететь до Марса. Евстигнеев говорит Казакову, что вам понадобится топливо, вес которого
чуть больше веса Земли. Все они под шафе и это слышно на фонограмме. Спектакль так и назывался
"Киномания или Есть ли жизнь на Марсе".
Эти фильмы -- часть моего эмоционального опыта, в какой-то момент возникающие из глубин
памяти. Я выросла в маленьком городке, который во времена моего детства был еще поселком,
в единственном киоске на площади Ленина я скупила все фотографии актеров, какие только
там были, собрала большую коллекцию. Кино было одним из источников детских впечатлений.
Д.: А чем было вызвано поступление в Челябинский политехнический
институт?
О.: Я поступила туда просто за компанию со своей
подругой, поскольку была и остаюсь, собственно, стеснительным человеком и для меня трудно
пойти куда-то одной, решиться на что-то. Учась там, я пришла в самодеятельный танцевальный
коллектив и сразу влюбилась в танец. В Челябинске я впервые попала в оперный театр и увидела
балет. Помню, что шла "Жизель" с какой-то приглашенной московской танцовщицей.
Этот мир пленил меня. А после окончания политехнического института я сделала попытку и
поступила в Институт культуры.
С.: Специфика классического и современного танца разительно отличаются
друг от друга. Возможна ли практика исполнения этих танцев одним танцовщиком?
О.: Существует множество примеров, в основном западных.
Первое что мне приходит на ум -- знаменитейшая классическая прима, э'туаль французской
Гранд-Опера Сильвия Гилем активно обращается к современной хореографии. Необходимо заметить,
что балетные танцовщики "соприкасаются" с современным танцем уже в сознательном
возрасте, т.е. после тридцати.
Д.: Чем это объяснить, некой насыщенностью?
О.: Нет. Примитивно это можно объяснить тем, что
сдаются некоторые физические позиции танцовщиков, и их начинают подпирать новые молодые
танцовщики, приходящие им на смену. Но на мой взгляд, просто интеллект и развитие личности
достигли того момента, когда осознается ценность того, что они еще не пробовали. Ведь
можно жить, ходить по кругу и чувствовать себя хорошо, ни разу не пробуя что-то другое
в этом большом мире. Когда люди не боятся оторваться и попробовать что-то другое, это
показатель ума, интеллекта и продвинутости личности. Никогда не поздно вернуться.
Балетная школа настолько консервативна, что просто подавляет, не позволяют расти личности
в разных направлениях. Поэтому я считаю, это очень трудно для балетного танцовщика прийти
в современный танец, но возможно. Есть такие примеры в Москве -- одна из танцовщиц труппы
Саши Пепеляева Татьяна Гордеева, которая была солисткой Кремлевского балета и получила
в Париже гран-при как исполнительница в классическом танце. Через пять лет она получает
гран-при там же, но уже как исполнительница современного танца. Для России это исключительный
пример.
Д.: Из этого логически следует, что кроме балетных студий необходимо
открывать студии современного танца.
О.: Они есть. У нас в городе есть школа современного
танца, которой руководит Тая Коробейникова. Она набирает детей и занимается с ними всеми
видами танца, в том числе и классическим, джазовым, модерном, современным танцем, импровизацией.
В балетных школах также пришли к необходимости ввести эту дисциплину. Этим занимаются
многие годы, но очень робко, факультативно. Во многом это зависит от кругозора и широты
взглядов директоров этих школ.
Д.: Думаю, для России актуальна также проблема критики в этом
виде искусства. Редко встретишь стройный, аргументированный анализ. После вручения Вам
второй "Маски" критики обрушились на спектакль с обвинениями в конъюнктурности,
настойчивом упоминании используемых в спектакле валенках. В размещенном на сайте
"Золотой маски" "либретто", Вы достаточно емко излагаете идею
спектакля показать одну из русских черт - ожидание лучшего, что подтверждает и цитата
Стейнбека.. А валенки -- всего лишь атрибут.
О.: Любое мнение о произведении искусства субъективно.
И дело тут лишь в том, доверяете вы носителю этого мнения или нет. Кто бы ни написал что-нибудь
сегодня, мы должны доверяться только своему впечатлению.
Д.: С коллегами-екатеринбуржцами, вы вместе "пробивались".
Ваши отношения конфронтационные или партнерские?
О.: Это, в первую очередь, наши друзья. В "Провинциальных
танцах" подавляющее большинство танцовщиков -- челябинские ребята, которые учились
вместе с моими танцовщиками. Мы все друг друга знаем. Мы каждый фестиваль работаем вместе,
в один вечер. Мы выбираем свет, который будет устраивать обе труппы. Мы знаем друг друга
долгое время. Но самое главное -- уважаем друг друга.
Относительно конкуренции могу сказать, что во Франции, на таком же географическом поле
как Челябинская область, существует тысяча трупп современного танца, а у нас их по пальцам
перечесть. Поэтому конкуренция ли все это? Нет, еще нет. Если бы нас было в сотни раз
больше, то, может быть, она и появилась. Но, как мне кажется, в искусстве конкуренции
быть не может. Предположим, имея в своем коллективе еще шесть хореографов, я не чувствую
конкуренции с ними, потому что я уважаю каждого из них и мне интересно смотреть их произведения.
С.: Вне вопросов, о чем бы Вам хотелось сказать сейчас?
О.: Это можно расценить как призыв ко всем мыслящим,
пытающимся делать что-то людям. Смотрите больше, читайте больше, смотрите произведения
современного искусства, читайте современную литературу, смотрите кино, художественные
выставки. Образовывайте себя сами, делайте себя сами, продвигайте свои идеи и это принесет
вам удовлетворение в жизни. Не давайте жизни себя задавить, не упустите возможности раскрыться.
Светлана ШЛЯПНИКОВА, Дмитрий ЛАТУХИН
PS. См. также сайт "Челябинского
театра современного танца", который, к сожалению, пока только английском языке.
|