Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

А если это любовь?

А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ? 

После долгого, многолетнего перерыва из-за реконструкции и ремонта в зрительном зале Челябинского кукольного театра опять зажигаются лампы. Небольшой зал с широкими и мягкими креслами и окнами вдоль стен сразу настраивает на нужную волну настроения. Театр наполнен яркими красками и милыми образами детства. Фигура Пьеро с грустной улыбкой на добром лице встречает нас в фойе. Обезьянка, Волк, Буратино с Мальвиной - все они невольно привлекают внимание своей почти живой красотой.

Но кукольный не обязательно значит -- детский. Уют театра, его камерную, теплую атмосферу по достоинству оценили взрослые театралы. По вечерам игрой артистов наслаждаются они.

Сцена из спектакляПервый раз шла на взрослый спектакль. Думалось: смогут ли захватить мое внимание ожившие куклы, воскрешенные на время спектакля артистом-творцом. Интриговало название -- "История любви". Ассоциации: романтика, двое нежно любящих, море случайностей, слезных сцен на пути к традиционному (до зубовного скрежета) happy end'y. Современные романы, как правило, слишком приторно-сладки и предсказуемы. Но увидела иное. Спектакль был столь непохож на ожидаемое, что невероятно понравился. Захотелось в подробностях вновь перелистать "историю любви".

На сцене фонарь, стол, скамьи. Из-за кулис слышно пение. Выходит актриса и ставит на стол маленький фонарь-аналог. Пауза. Следом еще одна певица. Всего их вышло пять, и по мере их появления на столе выстроилась миниатюрная копия большой сцены. Сейчас, наверное, будут куклы! Но кукол я так и не дождалась. Пение актрис, которое, как я полагала, служило прологом, заполнило все действие.

Тексты песен, где соседствовали слова "Лев Николаевич Толстой" и "изнасиловал" (пелось с ударением на втором слоге) поначалу вызвали легкий шок. Во-первых, название спектакля никаким образом не настраивало на исторические темы. В нем значилась Любовь. Во-вторых, царапнуло слух слово более уместное в криминальной хронике, нежели в стенах Кукольного театра. Чтобы понять замысел представления, понадобилось послушать несколько песен. Да! Именно так. "История любви" -- это поступательное движение памяти зрителя по истории нашего государства. Истории в песнях.

Сцена из спектакляЛюбовь россиянина к Отечеству -- чувство порой сильное и пафосное, порой иронично-горестное или залихватски веселое. Россия детей своих и в угол за непослушание ставила, но ее сердце с сердцем народа билось в унисон. В спектакле найдена удивительно точная формула для выражения трепетного Чувства, вспыхивающего между Родиной и ее сыновьями (дочерьми). Громко сказано? Может быть, но искренне. Так уж откликнулась моя память. В чем, если не в песнях воплощается дума народная; его меткая ирония, сокрушительный гнев, мерзостная злоба и откровенная веселуха? Люди все по характеру разные, настроение у них "скачет", времена меняются. Песни за этим поспевают, всему в них находится соответствие. Песни-шутки, песни-плачи, застольные, дворовые, блатные (их было, по-моему, больше остальных), лирические и разухабистые. И каждая заставляла находить в книге памяти нужную страничку: о событии, о времени, о народном горе или скандальной истории. Героини песенного романа, по одиночке танцующие вальс, тихие чистые их голоса -- и песня "Киев бомбили, нам объявили, что началася война" выбивает мурашки из кожи. При этом отличная работа художника по свету давала почувствовать малейший оттенок эмоции. Чего стоил один кроваво-красный воздух.

Элемент ненормативности, проявившийся в своеобразии лексики песен и общем антураже, сыграл свою шоковую роль. Но в этом и была вся соль. Из песни слова не выкинешь, и определенные эмоции порой можно выразить одним- единственным, в точку попадающим словом. Режиссер и актеры преследовали цель -- показать зрителю историю в "непричесанном, "неприглаженном" виде. Где эпатаж, там невольно напрягается внимание. Согласитесь, взрослые женщины, дважды танцевавшие в нижнем белье (один раз -- в "изящном", а другой -- в обычных панталонах) зрелище для неискушенного зрителя потрясающее (пикантное или отталкивающее -- это вопрос индивидуального восприятия).

Хочется сказать о бесподобном исполнении песен. Слышимая сторона "Истории любви" -- еще один драгоценный камешек в нити спектакля. Голоса то сливались в прозрачный, пульсирующий звуковой поток, то расходились в переливчатом многоголосье. Был необычен эффект удаления звука, будто теряющегося в бескрайнем пространстве, когда актриса, напевая, ушла за кулисы. И ее песня гасла так долго, что возникло ощущение: за сценой раскинулось широкое поле или темная аллея, смыкающаяся у линии горизонта.

Постановка имела успех. Зритель аплодировал, кричал "браво", глубоко дышал, сопереживая, обсуждал и радовался. Значит, талантливые артисты вновь выполнили миссию театрального искусства, дали импульс чувствам, расшевелили мозги. Спасибо за спектакль!

Я н а   K i n d