| |
|
А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?
|
После долгого, многолетнего перерыва из-за реконструкции
и ремонта в зрительном зале Челябинского кукольного театра опять зажигаются лампы.
Небольшой зал с широкими и мягкими креслами и окнами вдоль стен сразу настраивает
на нужную волну настроения. Театр наполнен яркими красками и милыми образами детства.
Фигура Пьеро с грустной улыбкой на добром лице встречает нас в фойе. Обезьянка,
Волк, Буратино с Мальвиной - все они невольно привлекают внимание своей почти
живой красотой.
Но кукольный не обязательно значит -- детский. Уют театра,
его камерную, теплую атмосферу по достоинству оценили взрослые театралы. По вечерам
игрой артистов наслаждаются они.
Первый
раз шла на взрослый спектакль. Думалось: смогут ли захватить мое внимание ожившие
куклы, воскрешенные на время спектакля артистом-творцом. Интриговало название
-- "История любви". Ассоциации: романтика, двое нежно любящих, море
случайностей, слезных сцен на пути к традиционному (до зубовного скрежета) happy
end'y. Современные романы, как правило, слишком приторно-сладки и предсказуемы.
Но увидела иное. Спектакль был столь непохож на ожидаемое, что невероятно понравился.
Захотелось в подробностях вновь перелистать "историю любви".
На сцене фонарь, стол, скамьи. Из-за кулис слышно пение.
Выходит актриса и ставит на стол маленький фонарь-аналог. Пауза. Следом еще одна
певица. Всего их вышло пять, и по мере их появления на столе выстроилась миниатюрная
копия большой сцены. Сейчас, наверное, будут куклы! Но кукол я так и не дождалась.
Пение актрис, которое, как я полагала, служило прологом, заполнило все действие.
Тексты песен, где соседствовали слова "Лев Николаевич
Толстой" и "изнасиловал" (пелось с ударением на втором слоге) поначалу
вызвали легкий шок. Во-первых, название спектакля никаким образом не настраивало
на исторические темы. В нем значилась Любовь. Во-вторых, царапнуло слух слово
более уместное в криминальной хронике, нежели в стенах Кукольного театра. Чтобы
понять замысел представления, понадобилось послушать несколько песен. Да! Именно
так. "История любви" -- это поступательное движение памяти зрителя по
истории нашего государства. Истории в песнях.
Любовь
россиянина к Отечеству -- чувство порой сильное и пафосное, порой иронично-горестное
или залихватски веселое. Россия детей своих и в угол за непослушание ставила,
но ее сердце с сердцем народа билось в унисон. В спектакле найдена удивительно
точная формула для выражения трепетного Чувства, вспыхивающего между Родиной и
ее сыновьями (дочерьми). Громко сказано? Может быть, но искренне. Так уж откликнулась
моя память. В чем, если не в песнях воплощается дума народная; его меткая ирония,
сокрушительный гнев, мерзостная злоба и откровенная веселуха? Люди все по характеру
разные, настроение у них "скачет", времена меняются. Песни за этим поспевают,
всему в них находится соответствие. Песни-шутки, песни-плачи, застольные, дворовые,
блатные (их было, по-моему, больше остальных), лирические и разухабистые. И каждая
заставляла находить в книге памяти нужную страничку: о событии, о времени, о народном
горе или скандальной истории. Героини песенного романа, по одиночке танцующие
вальс, тихие чистые их голоса -- и песня "Киев бомбили, нам объявили, что
началася война" выбивает мурашки из кожи. При этом отличная работа художника
по свету давала почувствовать малейший оттенок эмоции. Чего стоил один кроваво-красный
воздух.
Элемент ненормативности, проявившийся в своеобразии лексики
песен и общем антураже, сыграл свою шоковую роль. Но в этом и была вся соль. Из
песни слова не выкинешь, и определенные эмоции порой можно выразить одним- единственным,
в точку попадающим словом. Режиссер и актеры преследовали цель -- показать зрителю
историю в "непричесанном, "неприглаженном" виде. Где эпатаж, там
невольно напрягается внимание. Согласитесь, взрослые женщины, дважды танцевавшие
в нижнем белье (один раз -- в "изящном", а другой -- в обычных панталонах)
зрелище для неискушенного зрителя потрясающее (пикантное или отталкивающее --
это вопрос индивидуального восприятия).
Хочется сказать о бесподобном исполнении песен. Слышимая
сторона "Истории любви" -- еще один драгоценный камешек в нити спектакля.
Голоса то сливались в прозрачный, пульсирующий звуковой поток, то расходились
в переливчатом многоголосье. Был необычен эффект удаления звука, будто теряющегося
в бескрайнем пространстве, когда актриса, напевая, ушла за кулисы. И ее песня
гасла так долго, что возникло ощущение: за сценой раскинулось широкое поле или
темная аллея, смыкающаяся у линии горизонта.
Постановка имела успех. Зритель аплодировал, кричал "браво",
глубоко дышал, сопереживая, обсуждал и радовался. Значит, талантливые артисты
вновь выполнили миссию театрального искусства, дали импульс чувствам, расшевелили
мозги. Спасибо за спектакль!
Я н а K i n d
|