Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

Заслуженный строитель театра Александр Мордасов

Я долго думал, как сформулировать кредо Александра Мордасова и остановился на слове "строитель". Он перестраивал "курятник", (маленькое здание во дворе ЧПИ, где когда-то начинался "Манекен"), сцену в актовом зале ЧПИ, манекеновский подвал, который так и называли "Барса-Кельмес имени Александра Мордасова", создал, как здание и как творческий коллектив Новый Художественный Театр. Возможно, пойдя в режиссеры он выбрал не ту стезю.

-- В подростковом возрасте у меня было две страсти: одна -- театр, а другая -- строительство и архитектура. Была непонятная любовь к фотографиям, связанным с архитектурой, любил изучать городские здания, смотреть как строят, почему строят именно так. Даже изобрел два проекта (возможно сохранились эскизы). Одно из них -- это здание-рояль. На трех ножках, педали -- лифт, открытая крышка для солнечных лучей, кафе, рестораны... Такой безумный проект. Хотя сегодня его можно воплотить. В каком-нибудь Лас-Вегасе. Я даже поступил на инженерно-строительный факультет в ЧПИ. Не только потому что там был "Манекен", хотя это тоже был один из определяющих факторов.

Тогда все шли в ЧПИ. По мнению взрослых, родителей политех был престижным учебным заведением, который выпускал интеллигенцию техническую и творческую. Мне очень нравились занятия по начертательной геометрии, по архитектуре. Мы с Мариеей Петровной Мочаловой нашли взаимопонимание, у меня была пятерка по ее предмету. Если бы не обстоятельства, возможно, я бы стал строителем.

Мордасов закончил техническое училище по специальности "машинистка-стенографистка" и много лет преподавал в нем, учился в ЧПИ, в Пединституте, закончил высшие режиссерские курсы в Москве, теперь преподает в Академии культуры и искусств. Педагогика -- это тоже страсть?

-- Я редко задумывался над этим, но вероятно, обладаю какими-то свойствами, необходимыми педагогу. Люди, которые у меня учились, что-то получили. Есть ученики, которые режиссируют в театрах, многие занимаются массовыми праздниками в клубах, школах...

Декларируя любовь к театру, Мордасов все чаще уходит в режиссуру массовых действ: праздников, шоу, презентаций...

-- В театре мне не хватает масштаба. Я как-то пробовал поставить с курсом спектакль по шекспировской "Буре", и то нас потянуло в каменоломню. Простор, воздух, лес вокруг, возможность поплескаться в воде, полазить по горам. Люблю ощущение неожиданных пространств, объемов. Возможно это связано с давней любовью к архитектуре. Это меня подвигает выйти на площадь, на улицы...

Когда я познакомился с Мордасовым, он был ведущим актером театра "Манекен". Играл сложнейшие психологические роли. Нам, зрителям, нравилось смотреть на его игру. Сегодня Александр Мордасов -- режиссер. То есть актерство было лишь ступенькой к будущей профессии...

-- Многие актеры приходят к режиссуре. Причин и поводов для этого много. Хотя еще в детстве у меня была тяга к анализу того, что происходит на сцене. К технологическому, техническому анализу. Меня интересовало, что такое закулисье театра. Как все действует, поднимается, опускается. Я посмотрел массу спектаклей челябинских театров, театров, приезжавших на гастроли. Почему и как актеры перемещаются по сцене. Все время задавал себе эти вопросы и пытался копировать. Так было со спектаклем "Фауст" в нашем оперном театре. Перерисовал декорации, продумал элементы, делал попытки разработки своих спектаклей. Пусть фантазий. Декорации придумывал, логически размечал тексты, дома мастерил макет сцены. Мама с папой удивлялись, потому что у нас в роду не было театрально направленных людей.

Сложность меня, как режиссера -- отсутствие необходимого для режиссера качества -- диктата. Я не могу быть закоренелым, жестким диктатором. В какой-то момент могу, но проблемы с режиссурой в челябинских театрах связаны именно с этим. Во мне нет того необходимого, что привычно требует и актер. Актеру иногда надо, чтобы его поставили в жесткие условия. Я сторонник мягкой режиссуры, и это очень сложно. Актеру прежде всего. Я не хочу быть диктатором.

Мордасову пятьдесят. Интересно, успел ли он заметить, как из мальчика, прыгающего по колосникам и качающегося на канатах, превратился в солидного мужа, бородатого преподавателя?

-- Я не ощущаю себя солидным мужчиной. Иногда чувствую себя очень молодым. Могу побегать, попрыгать, поскакать, покричать... Пока не увижу себя в зеркале, вообще не ощущаю возраст. Бывает на кого-то посмотришь. Ему пятьдесят. Это значит я такой же? Внутреннее ощущение совсем иное. Во-первых это происходит из-за постоянного общения с молодежью и во-вторых, таково мое отношение к жизни.

Мордасов покинул созданный им Новый художественный театр и ушел. Куда?

-- Я создал в Челябинском государственном университете театральный коллектив. Университет хочет иметь свой "Манекен". Первый год. По обычному принципу объявили набор. Я рад, что мы начали работать с Ксенией Петренко. Она мне помогает. Мне кажется, что данная работа будет иметь продолжение. Группа человек пятнадцать-шестнадцать закрепилась. Набираю дневной курс в академии культуры и искусства. Тоже есть какая-то перспектива. Буду заниматься наукой, чтобы запечатлеть историю того периода, когда праздниками занимался я и Анатолий Анатольевич Гордеев, а может и более раннюю историю. В архивах есть очень интересные документы советского времени и межреволюционного периода. И не буду оставлять чисто театральные проекты.

Много работы. Стареть не успеваю.

Беседовал Влад Феркель, снимал Дмитрий Латухин