Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

ПОСЛЕДНИЕ. А.М.Горький
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ. По пьесе "Васса Железнова"

Связано ли это с пролетарским праздником или нет, но Горький доминировал в мае со своими семейными хрониками. Челябинский театр драмы показал премьеру "Последние", Театр юного зрителя -- "Историю одного преступления". Режиссеры-постановщики объясняют сей факт актуальностью материала, сценограф (он один) -- новыми интересными возможностями, замы директоров по работе со зрителями -- ...ничем не объясняют. Очень теплые отзывы в прессе и поиск своего зрителя. Придет или нет и только ли по причине изучения наследия Алексея Максимовича на уроках литературы.

Сцена из спектакля "Последние""Это и есть трагический балаган"
М.Горький "Последние"

Режиссер-постановщик Наум ОРЛОВ
Художник-постановщик Олег ПЕТРОВ
Композитор Анатолий КРИВОШЕЙ
В ролях: н.а.Борис ПЕТРОВ и Юрий ЦАПНИК, з.а.Татьяна СКОРОКОСОВА, Татьяна КАМЕНЕВА и др.

 

СЕМЬЯ -- ОСНОВА ВСЕХ ТРАГЕДИЙ,
СЕМЬЯ -- ИСЧАДЬЕ ТЬМЫ И ЗЛА...
("Васса Железнова" в Челябинском ТЮЗе)

Сцена из спектакля "Последние"Режиссер-постановщик Олег ХАПОВ
Сценография и костюмы Олег ПЕТРОВ
Музыкальный руководитель постановки Анна РОЗЕНБЕРГ
В ролях: з.а.Наталья АНТОНОВА, Елена КУЗЬМИНА, Андрей АНАШКИН и др.

Режиссер, музыкальный постановщик и художник-оформитель постарались, чтобы зритель, пришедший на спектакль, почувствовал металл. На сцене -- свисающие с потолка железные полотнища, стальной атлас костюма Вассы, железный скрежет музыки, рубящий голос главной героини. Выйдя на поклон после спектакля, артисты протянули от руки к руке синевато-серебряный серпантин, а потом отбросили его за себя, назад. Этот жест освобождения поставил точку в повествовании.

Сюжет произведения прост и сложен. Впрочем, это объясняется выбором жанра семейной хроники. Семья -- сложный организм, рассказать о внутренних мотивах поведения, мелких ссорах и событиях нелегко. (Умирает отец. Вся семья в сборе. Приезжает даже старшая дочь Анна - "отрезанный ломоть". Сыновья хотят взять свою долю из отцовского дела и уехать в Москву. То же намеревается сделать младший брат умирающего -- родной дядя собственных племянников. Мать -- Васса Железнова -- в панике.)

Младший сын -- Павел -- "кособрюхий" - хочет уйти от жены, которая не любит его за физическое уродство. Желание среднего -- Семена -- открыть ювелирный магазин ("Ю-велирный -- слово-то какое!"). Этот магазин, будто средоточие семеновского счастья. Недаром он часто, в тему и не в тему, с восторгом в голосе, повторяет первую букву любимого слова: "Ю", "Ю!". Анна -- старшая -- себе на уме. Дядя на закате дней ищет пристанище у незаконнорожденного сына-студента.

Спектакль мог бы стать прекрасным практическим материалом к курсовой по теме: "Театр как коммуникация (семиотический анализ)". В "Истории" столько символов и сквозных линий, роковых деталей, что, пытаясь уловить смысл их вплетения в материю спектакля, сначала теряешься. Постепенно выстраивается сложная, но понятная структура, полная знаков и намеков.

Например, символ-намек -- топор. В начале действия он в руках Вассы, которая рубит деревянные чурки для камина. В середине спектакля, когда зловещая тень смерти уже нависла над домом, топор приобретает сверхъестественные способности. На сцене в световом пятне, со страшной скоростью крутится врубленный в полено топор. И внезапно замирает. Жутко. Не привыкли мы, человеки, к движению неживого, немеханического предмета. В конце театрального повествования служанка Вассы Дуся, бьет топором по столу. Топор -- символ загубленной жизни.

Приемов воздействия на восприятие зрителя хватает. Раза три на заднем плане на светлом фоне пляшут черные фигурки. Это похоже на танец механических кукол. Один такой танец, предваряет сообщение о самоубийстве молоденькой служанки Железновых Липы. "Плясали" Васса, Липочка-жертва и Анна. Липа стояла на коленях, Васса будто била ее по голове, а Анна с отточенной четкостью наматывала на шею девушки шарф. Почему мать с дочерью свели в могилу Липу? Это еще одна темная история семейства, на переплетении которых и строится все произведение.

"Нужно очень любить Горького, чтобы так его ставить!" -- услышала я в фойе. Согласна. Русская литература и сцена знали множество историй "гнилых" семейств. Вспомните "Господ Головлевых" Щедрина, "Грозу" Островского (в премьерном спектакле есть своя Катерина, восклицающая: "Только б вырваться!"). "История одного преступления", тем не менее не вызвала ощущения deja vu, а дала импульс движению мысли. Это всегда приятно -- думать!

Я н а   М и к к