| |
МОРОЗОВ И ШИЛЛЕР ПОСЕТИЛИ "МАНЕКЕН"
Везет классикам. Их произведения и через сотни лет после создания вытаскивают с пыльных
полок, протирают томики влажной тряпкой, пролистывают и даже прочитывают. Некоторые творения
даже удостаиваются чести зазвучать со сцены.
В свое время, когда Анатолий Морозов ставил в театре "Манекен" спектакль
по рассказам А. П. Чехова "Моя жизнь", критики нашли вопиющие отклонения
от канонического прочтения прозы Антона Павловича. Морозова обвинили в том, что он нашел
в Чехове Достоевского. Нашел. Если он там был. Как не найти.
Прошло больше двадцати лет и Анатолий Морозов снова ставит в "Манекене"
(теперь уже в качестве приглашенного режиссера) классику. Фридрих Шиллер "Коварство
и любовь" (перевод Николая Любимова) -- написано на программке. Я бы добавил сюда:
редакция Анатолия Морозова. Стремительно развивающийся сюжет о трагической истории любви
наводит на мысли о том, что смотришь какую-то малознакомую пьесу Шекспира. Добро и Зло
разведены по разным полюсам. И только смерть главных героев срывает пелену с глаз, но
не разрубает гордиев узел взаимоотношений, а только накручивает на него все новые и новые
петли, затягивает их все туже и туже...
Но перейдем к спектаклю. История стара как мир. Молодой человек, сын важного чиновника
влюбляется в дочь учителя музыки. Влюбленные не представляют дальнейшую жизнь друг без
друга, но браки в высшем обществе совершаются не на небесах, а в кабинетах власти. Итог:
два убийства и одно самоубийство.
Актеры театра "Манекен", которым во все времена объясняли, что и не актеры
они вовсе, а глина в руках режиссера, доказали, что это не так. Блестящие актерские работы
Натальи Кораблевой и Дмитрия Чуфистова, Александра Мордасова и Ирины Прокошиной, Александра
Березина и Сергея Овинова, Натальи Гончаровой и Александра Балицкого в рамках жесткого,
построенного режиссером скелета спектакля выглядят как бриллианты в золотой оправе. Они
не конфликтуют, а дополняют друг друга. Не знаю, удавалось ли в последние годы Анатолию
Морозову так точно соединить свою потрясающую режиссуру с вечным стремлением актеров к
свободе. Боюсь, что нет. Только люди, воспитанные, выращенные им в особой атмосфере, которой
во все времена отличался сначала студенческий, а потом муниципальный театр могут работать
с таким доверием к режиссеру и к себе.
Сценография спектакля аскетична и многозначна (художник Тимур Дидишвили). Две лестницы
ведущие то ли в рай то ли в ад, два портала, символизирующие полюса сословной иерархии.
Разнесенные, они образуют условный крест, на котором в конце-концов умирают юные герои.
Немногочисленный реквизит, несколько скульптурных групп в полумраке. Причем в сценографии
периодически угадываются детали, уже игравшие в других спектаклях. Что это: небрежность
или перекличка театральных времен?
Спектакль, даже по сильно сокращенной пьесе, длится около трех часов. Но этого не
замечаешь. Только в конце вдруг спохватываешься, смотришь на часы и думаешь: куда режиссер
и актеры умудрились спрятать эти иногда такие долгие часы?
Говорят, что в один и тот же поток нельзя войти дважды. Думаю, что постановка Шиллера
в "Манекене" доказала обратное.
А нам, зрителям только и надо, что хлеба и зрелищ!
Владлен ФЕРКЕЛЬ
|