| |
ПИСЬМО ДРУГУ
Дорогой Влад!
Замечательный вопрос задали Вы мне:
-- Актеры, которые играли студенческие миниатюры, хохмили и
веселились, а потом постепенно стали актерами драматическими. Как шел процесс от студенческих
миниатюр к Салтыкову-Щедрину?
-- И дальше, -- дополню я Ваш вопрос. -- Гораздо дальше.
Движение "Студенческих театров" во всем мире, а в нашей стране в особенности,
интереснейшее явление 60-х годов. Тогда у нас, несмотря на так называемую "оттепель",
еще достаточно сильна была политическая цензура, осуществляемая, как правило, местными
идеологическими органами: парткомами ВУЗов и предприятий, а также райкомами и горкомами
комсомола и правящей партии (впрочем, других партий тогда и не было). Кроме того, еще
сильнее была самоцензура. Руководители и ведущие актеры СТЭМов (Студенческих театров эстрадных
миниатюр -- эту аббревиатуру придумали в самом начале 50-х годов в студенческом театре
МЭИ по аналогии с райкинским МХЭТом -- Маленьким художественным
эстрадным театром -- и она впоследствии прижилась), вспоминая знаменитую русскую
пословицу: "от добра добра не ищут", играли только студенческие миниатюры про
экзамены, общежитие, столовую и т.д. То есть тот репертуар, где они имели у студенческой
публики оглушительный успех. Если же в каком-то СТЭМе вдруг у ребят возникало желание
играть что-то более серьезное и значительное (да, не дай Бог, еще и социальное или даже
сатирическое!) на них строго цыкали из парткома, и всякое желание у "любимцев студенческой
публики" играть про что-то более серьезное и социально значимое тотчас пропадало.
Так что, к сожалению, большинство СТЭМов, в том числе и очень ярких, так и остались лишь
театрами "студенческого капустника". Но некоторым театрам (эстрадной студии
"Наш дом" ДК гуманитарных факультетов МГУ, Студенческому театру сатиры Новосибирского
электротехнического института, Студенческому театру "Манекен" Челябинского политехнического
института и некоторым другим) удалось вырваться из жестких лап успеха и самоцензуры СТЭМа
и стать настоящими студенческими театрами. Хотя начинали они, как и все, с "капустника".
"Студенческие театры у нас в стране находят в капусте",
-- пошутил как-то Марк Розовский, один из художественных руководителей эстрадной
студии "Наш дом" Дома Культуры гуманитарных факультетов МГУ.
Так почему же одни СТЭМы стали настоящими студенческими театрами, полноправными участниками
мирового "движения студенческих театров", а другие нет?
Чтобы ответить на этот серьезный вопрос, сначала давайте разберемся в том, что такое
"настоящий студенческий театр".
Прежде всего, это, конечно, театр-лаборатория. Театр, смело ищущий новые театральные
формы, идеи и приемы, многие из которых потом берут на вооружение лучшие профессиональные
театры нашей страны. Так, например, наш знаменитый Театр драмы и комедии
на Таганке в своих "революционных" спектаклях, потрясавших и восхищавших
своей яркостью и новизной театральных гурманов и критиков, использовал многие театральные
приемы, придуманные и показанные эстрадной студией "Наш дом". Мало того, он
даже приглашал в свою труппу некоторых актеров этой студии, тех самых, которые на сцене
"Нашего Дома" эти приемы и демонстрировали. Настоящему студенческому театру
всегда был чужд театральный академизм, солидность, основательность. Студенты напрочь отвергали
и отвергают все театральные традиции и на своей сцене хотят создавать, творить свой собственный,
ни на какой другой непохожий театр.
Кроме того, настоящий студенческий театр -- это всегда театр гражданственный.
Для студентов он всегда был трибуной, с которой они хотели
говорить со своим зрителем (то есть со своим современником) о самых важных, самых наболевших
проблемах. О том, про что молчать не могли. Причем говорить об этом они хотели ярким,
художественным театральным языком. Отсюда тяга в настоящем студенческом театре к сатире,
к острым, в том числе политическим и социальным проблемам. Отсюда такая "головная
боль" от этих театров у всякого идеологического начальства. Да и то сказать, студенческие
молодежные бунты 60-х годов по всей Европе во многом
поднялись на "дрожжевой основе" движения студенческих театров. Воистину прав
был сэр Уинстон Черчилль, герцог Мальборо, как-то заметивший: "тот не мужчина, кто
в 20 не бунтарь, а в 50 не консерватор".
В нашей стране 60-е годы (теперь уже прошлого столетия) были временем особенным,
похожим на то, какое было в России XIX века в предреформенные годы (имеется в виду
реформа по отмене крепостного права). М. Е. Салтыков-Щедрин называл это время
"искрометным и возбуждающим; временем веселым и гульливым;
временем поголовных, сплошных радостей; временем всяческих заявлений и надежд,
когда даже мертвые встали из гробов и ринулись навстречу проглянувшему лучу света".
Вот приблизительно то же самое было и у нас в 60-е годы. И, пожалуй, самым ярким
событием того времени (по крайней мере, для нашего движения "студенческих театров")
стал Первый всесоюзный фестиваль студенческих эстрадных театров, финал которого проходил
в Москве, в начале 1966-го года в Доме Культуры Гуманитарных факультетов МГУ (да-да,
именно там, где и находился самый известный в те времена студенческий эстрадный театр-студия
"Наш дом"). Этот фестиваль во многом и послужил мощным толчком развитию движения
"студенческих театров" в нашей стране. Ибо интуитивное и хаотическое движение
СТЭМов в сторону "настоящего студенческого театра" после этого фестиваля приобрело
верное направление и нужную цель. Правда, этот "Первый фестиваль" так и остался
единственным, поскольку принес он столько неприятностей и хлопот вышнему идеологическому
начальству, что даже вспоминать о нем ни у кого из наших комсомольских вождей
впоследствии не было желания. Но дело было сделано, машина была пущена, и остановить
ее уже было не так-то просто. А, кроме того, при открытии этого фестиваля КМО (Комитет
молодежных организаций -- "внешнеполитический отдел" ЦК ВЛКСМ) на весь мир уже
раструбил о создании в нашей стране собственного движения "студенческих театров".
А слово, как известно, не воробей, вылетит -- не поймаешь, так что приходилось делать
вид и даже соответствовать.
Знаете, как выращивают большие и очень дорогие кристаллы искусственных драгоценных
камней? В соответствующий химический раствор помещают крошечную крупинку, создают необходимые
температурные и другие физические условия, иногда добавляют какие-то катализаторы, и с
течением времени (как правило, довольно продолжительного) вокруг этой крупинки начинает
"вырастать" драгоценный кристалл. Приблизительно так же вырастает и настоящий
"студенческий театр". И вот этой драгоценной "крупинкой", вокруг которой
и формируется кристалл драгоценного камня, обычно являлся художественный
лидер театра. И только там, где такая "крупинка" нашлась, вырос настоящий
"драгоценный камень". В Одесском студенческом театре "Парнас-2" это
был Миша Жванецкий; в эстрадной студии МГУ "Наш Дом" -- Алик Аксельрод, Марк
Розовский и Илья Рутберг; в Рязанском театре -- Коля Анитов и Саша Осокин; в Новосибирском
СТС - Вадим Суховерхов; в Челябинском "Манекене" -- братья Морозовы. Нет, воистину
прав был наш кровавый "вождь и учитель", когда говорил, что "кадры решают
все!".
Очень важным и интересным моментом (а, может быть, даже фактором) в деле образования,
существования и развития студенческого театра всегда было отношение местного партийного
и комсомольского руководства к нему. И если, например, в Одессе местное идеологическое
начальство к своему знаменитому студенческому театру относилось, в общем, безразлично;
в Москве партком МГУ люто конфликтовал с эстрадной студией "Наш дом" (по мнению
многих театральных авторитетов, в то время лучшим студенческим театром страны!) и, в конечном
счете, добился его закрытия; то, к счастью, в провинции (в Рязани, Новосибирске и особенно
в Челябинске) местное партийное и комсомольское начальство поддерживало свои знаменитые
студенческие театры и гордилось ими. В Челябинске в 70-80-е годы главными достопримечательностями
города, наряду со знаменитыми заводами, были хоккейная команда "Трактор"
и студенческий театр ЧПИ "Манекен". Конечно, не все и не всегда и здесь
было безоблачно. И тот же "Манекен", к примеру, стоял на грани закрытия во времена
постановки спектакля "Сказки Салтыкова-Щедрина". Но, слава Богу, и у театра,
и у парткома ЧПИ хватило тогда здравого смысла пойти навстречу друг другу, и театр сохранился,
более того, он продолжал расти и развиваться в стенах института. Хотя мне до сих ужасно
жалко сказки "Вяленая Вобла", которой пришлось при этом пожертвовать (на мой
взгляд, "Вяленая Вобла" -- это было лучшее, что я видел тогда на сцене "Манекена",
впрочем, допускаю, что в этой оценке я далеко не беспристрастен).
Сейчас, к великому моему сожалению, движение студенческих театров в нашей стране (да
и во всем мире тоже) резко пошло на убыль. Прежних студенческих театров практически не
осталось совсем. Некоторые студенческие театры стали профессиональными (или полупрофессиональными)
муниципальными театрами, другие переквалифицировались в команды КВН. Кстати, есть некая
ирония судьбы в том, что телевизионное "КВНовское движение", рожденное и вскормленное
в самом знаменитом студенческом театре 60-х, эстрадной студии "Наш дом" (сейчас
уже мало кто помнит, что первым автором и ведущим КВН того времени был покойный ныне Альберт
Аксельрод, один из художественных руководителей этой студии), фактически стало
"могильщиком" движения студенческих театров в нашей стране.
В пору начала эпохи перестройки, демократизации и гласности в нашей стране к нам, в
Новосибирский Академгородок приехали большие идеологические начальники из Москвы (в основном
из ЦК ВЛКСМ), собрали "стариков", тех, кто в 60-е годы возглавлял знаменитые
на всю страну (а, может, и не только на всю нашу страну) кафе-клуб
"Под интегралом", а также клубы Совета творческой молодежи Академгородка,
и стали уговаривать нас вновь встать во главе его творческой жизни. Или хотя бы передать
новым молодежным художественным лидерам свой богатейший опыт. Тогда Толя Бурштейн, в 60-е годы
молодой профессор и президент кафе-клуба "Под интегралом", сказал такую замечательную
речь:
-- Я очень люблю собирать грибы. Городок наш, как видите, располагается в лесу, и грибов
вокруг - пропасть! Но год на год, знаете ли, не приходится: бывают годы, когда
грибов -- хоть косой коси, а бывают такие, что ни одного гриба нет, хоть ты тресни! Существует
сельское хозяйство и существует хозяйство лесное. В сельском хозяйстве властвуют наука
и трезвый расчет: севообороты всяческие, элитные семена, удобрения, разные, там, гербициды
и пестициды. Словом, урожай можно смоделировать и организовать. А
вот урожай грибов в лесу или есть, или его нет, и никакие севообороты тут не помогут.
Просто для него необходимы разные обстоятельства, и тогда грибы вырастут в изобилии сами
собой. То же касается и молодежных клубов: они или есть сами по себе, или их нет и не
будет ни за что, какие бы усилия мы все вместе к тому не прикладывали.
Я совершенно согласен с нынешним фул-профессором университета города Хайфы Анатолием
Израилевичем Бурштейном. Мало того, я убежден, что эта "грибная" метафора касается
также и "движения студенческих театров". Вместе с тем,
я счастлив, что тогда, в прекрасные 60-е годы, мне удалось попасть с самую "струю"
этого движения, где были мои, может быть, самые счастливые мгновения жизни.
Евгений ВИШНЕВСКИЙ
|