Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

Человек, зверь и добродетель (на итал. яз.)
Фото D-man
 

--┘ "Человек, зверь и добродетель". Луиджи Пиранделло, -- прочитал я на афише. Фамилия автора не ассоциировалась ни с какими произведениями, а название пьесы вызывало мысли о философских трактатах средневековья. Впрочем, как оказалось, в пьесе есть и философские моменты, но обо всем по порядку.

 

Пьеса, написанная Пиранделло в 1919 году, быстро стала популярной в Италии. Трогательная и забавная история злоключений профессора Паолино и синьоры Перелла понравилась зрителям, по пьесе был снят фильм. Что же интересного и поучительного увидел в этой пьесе режиссер "Манекена" (Альберт Буров) и о чем хочет сказать нам со сцены этого современного во всех отношениях театра?

 

Сцена из спектакля

Супружеская неверность, воспитание детей, стремление жить в свое удовольствие и одновременно сохранить незапятнанную репутацию -- все это по очереди и сразу возникло перед нами на маленькой сцене, такое знакомое и легко узнаваемое. Клубок страстей оказался очень запутанным, и мы попали в самую его середину. Только призвав на помощь способность к лицемерию -- ipocrisia, и проявив чудеса изобретательности, можно, кажется, выйти из сложного положения, где человек (Паолино) должен спасти добродетель (синьору Перелла) от зверя в лице капитана Перелла. Смысл интриги прост и понятен, характеры действующих лиц почти не оставляют сомнений в образе их мыслей и действий, и мы в напряжении следим за развитием событий, ожидая приближающуюся развязку.

"Манекен", как всегда, оказался на высоте. Минималистические декорации (художник -- Юлия Поливанова) лишь помогают актерам и придают всей постановке весьма современное звучание. Сценографическое решение спектакля, по-моему, заслуживает отдельной похвалы (чего стоят хотя бы ярко-красные тарелки или спагетти-веревки, обильным потоком выливающиеся на головы персонажам во время обеда!). Пространство сцены разбито на несколько непересекающихся частей, и мы привыкшим глазом воспринимаем это почти невероятное для театра начала века решение.

 

То, что роль маленького сына синьоры Перелла исполняет актриса-травести (Ирина Патрикеева, Анна Трухова), несмотря на очевидность и даже, в некоторой степени, традиционность этого хода, тоже придает происходящему на сцене особый вкус. Сцена из спектакля
Сцена из спектакля


Юмор восьмидесятилетней давности, несмотря на свой возраст, звучит очень свежо и понятно, тем самым доказывая, что наше восприятие мира и способы решения проблем не слишком-то изменились за эти годы. Наверное, зрители двадцатых годов видели за этими шутками и многозначительными паузами какой-то другой, ускользающий от нас сегодня смысл, но это, впрочем, не уменьшает искренности нашего сегодняшнего смеха.

Все это, и отличная работа актеров, создают сильное, сочное и красивое впечатление о спектакле. Как и положено настоящему произведению искусства, "Человек, зверь и добродетель" в постановке "Манекена" заставляет думать о себе и размышлять даже после того, как опустился занавес.

 

В финале неожиданно наступающий хэппи-энд еще больше запутывает взаимоотношения персонажей. Кто человек, кто зверь, а кто добродетель? Уставшие, но счастливые герои оставляют нас, привыкших к бесконечным телесериалам, в предвкушении продолжения, но спектакль заканчивается. Конечно, многое еще произойдет с этими милыми и добрыми людьми, но это будет уже совсем другая история, на которую я обязательно приду посмотреть в следующий раз.

Яков ВОХМИНЦЕВ

Сцена из спектакля