| |
|
|
|
|
|
--┘ "Человек, зверь и добродетель". Луиджи
Пиранделло, -- прочитал я на афише. Фамилия автора не ассоциировалась ни с какими
произведениями, а название пьесы вызывало мысли о философских трактатах средневековья.
Впрочем, как оказалось, в пьесе есть и философские моменты, но обо всем по порядку.
|
Пьеса, написанная Пиранделло в 1919 году, быстро стала
популярной в Италии. Трогательная и забавная история злоключений профессора Паолино
и синьоры Перелла понравилась зрителям, по пьесе был снят фильм. Что же интересного
и поучительного увидел в этой пьесе режиссер "Манекена" (Альберт Буров)
и о чем хочет сказать нам со сцены этого современного во всех отношениях театра?
|
|
Супружеская неверность, воспитание детей, стремление
жить в свое удовольствие и одновременно сохранить незапятнанную репутацию -- все
это по очереди и сразу возникло перед нами на маленькой сцене, такое знакомое
и легко узнаваемое. Клубок страстей оказался очень запутанным, и мы попали в самую
его середину. Только призвав на помощь способность к лицемерию -- ipocrisia, и
проявив чудеса изобретательности, можно, кажется, выйти из сложного положения,
где человек (Паолино) должен спасти добродетель (синьору Перелла) от зверя в лице
капитана Перелла. Смысл интриги прост и понятен, характеры действующих лиц почти
не оставляют сомнений в образе их мыслей и действий, и мы в напряжении следим
за развитием событий, ожидая приближающуюся развязку.
"Манекен", как всегда, оказался на высоте.
Минималистические декорации (художник -- Юлия Поливанова) лишь помогают актерам
и придают всей постановке весьма современное звучание. Сценографическое решение
спектакля, по-моему, заслуживает отдельной похвалы (чего стоят хотя бы ярко-красные
тарелки или спагетти-веревки, обильным потоком выливающиеся на головы персонажам
во время обеда!). Пространство сцены разбито на несколько непересекающихся частей,
и мы привыкшим глазом воспринимаем это почти невероятное для театра начала века
решение.
|
То, что роль маленького сына синьоры Перелла
исполняет актриса-травести (Ирина Патрикеева, Анна Трухова), несмотря на очевидность
и даже, в некоторой степени, традиционность этого хода, тоже придает происходящему
на сцене особый вкус. |
|
|
Юмор восьмидесятилетней давности, несмотря на свой возраст,
звучит очень свежо и понятно, тем самым доказывая, что наше восприятие мира и
способы решения проблем не слишком-то изменились за эти годы. Наверное, зрители
двадцатых годов видели за этими шутками и многозначительными паузами какой-то
другой, ускользающий от нас сегодня смысл, но это, впрочем, не уменьшает искренности
нашего сегодняшнего смеха.
|
Все это, и отличная работа актеров, создают сильное,
сочное и красивое впечатление о спектакле. Как и положено настоящему произведению
искусства, "Человек, зверь и добродетель" в постановке "Манекена"
заставляет думать о себе и размышлять даже после того, как опустился занавес.
|
В финале неожиданно наступающий хэппи-энд еще больше
запутывает взаимоотношения персонажей. Кто человек, кто зверь, а кто добродетель?
Уставшие, но счастливые герои оставляют нас, привыкших к бесконечным телесериалам,
в предвкушении продолжения, но спектакль заканчивается. Конечно, многое еще произойдет
с этими милыми и добрыми людьми, но это будет уже совсем другая история, на которую
я обязательно приду посмотреть в следующий раз.
Яков ВОХМИНЦЕВ
|
|
|