Челябинский глобус. Заглавная страница

Духовная сфера
*Музыка
*Вернисажи
*Театральная сцена
*Литература
*Фестивали
*Гастроли

Молодежная жизнь
Запасники
*Новинки издательств
*Частное мнение
*Знай наших!

Книга жалоб и предложений

Редакция
*Влад Феркель
*Дмитрий Латухин

 

 
 
 
 
 
 
 

 

Предыдущие статьи
Версия для печати
Театральная сцена  

Челябинский глобус: Артпроект Аркаим

АРКАИМ: СПОР ФИЗИКОВ И ЛИРИКОВ В СТЕНАХ ФИЛАРМОНИИ

Артпроект "Аркаим" подарила Челябинская филармония в лице директора филармонии Алексея Пелымского жителям города (последнее выступление состоялось 31 октября). Представление было подано зрителям как ноу-хау, ориентированное на новую интерпретацию прошлого.

Итак, обо всем по порядку...

Спонсорство чиновника стало поводом для сплетен среди представителей Челябинской богемы и простых гостей филармонии. Несложно догадаться, что подобное (в хорошем смысле) шоу с великолепными костюмами, неожиданными спецэффектами и идеальной фонограммой стоило г-ну П. немалых вложений. Какова мотивация? Версий оказалось много -- от самых пафосных до бытовых. Самопожертвование во имя искусства, желание соприкоснуться с культурой или же это хорошо проплаченный PR?

Последняя версия носит антиблагородный характер, зато имеет право на существование. Напомним, никому из ученых пока не удалось доказать, что кусок земли уральской, окрещенный Аркаимом -- место святое, начало всех начал. Археологи рассказывают, что при более глубоком погружении в почву (древний город, как утверждают "знатоки", расположен глубоко под землей) начинается какая-то чертовщина! Раскопки были приостановлены. Этот мистицизм, с одной стороны, по сей день привлекает русских и зарубежных туристов к провинциальному Аркаиму, месту загадочному и священному. С другой же -- площадка, где "свежими" человеческими руками созданы лабиринты из камешков и обвязаны ленточками деревья, дескать "Мы тут были".

Но оставим науке научное, оккульттизму окультное.

В центре постановки три главных героя: жрица Ясна, археолог Андрей и лжемессия "Гуру". Андрей находит древний амулет Ариев, который открывает дорогу в прошлое. Он попадает в Аркаим, каким тот был много тысяч лет назад. Встречает Ясну и между ними зарождается любовь.

Лжемессия в нашем времени, находит амулет, оставленный Андреем. Перед ним и его зомбированной толпой открывается прошлое. Там беснующая толпа оскверняет алтарь. Ясна погибает от рук непрошенных гостей.

Оскверненный Аркаим должен быть сожжен и покинут: таков закон древнего народа. Теперь древним ариям нужно искать новое место для жизни. Вот и ответ на главный вопрос: "Почему древний народ покинул Аркаим?".

Как бы там ни было, любителям балета происходящее на сцене понравилось. Шоу и впрямь грандиозно: приглушенный свет, звездное небо, свечи словно дышат в полумраке: то гаснут, то вновь загораются. По периметру сцены стоят деревянные столбики, превращенные рукой мастера-столяра в старцев с мрачными лицами (оракулы, вожди, шаманы?). Подчеркивает колорит таинственности мужской тенор из-за кулис. "Одно во всем -- все в одном", -- напоминает он.

На сцене (впрочем, как и в жизни) смешалось прошлое Аркаима и настоящее. На театральной арене представители "века минувшего": знаки Зодиака в золотых одеждах, жрица Ясна и ее воины. Век настоящий испестрен яркими топами, обтягивающими джинсами и самим молодым поколением, разноцветным, неординарным и немного сумасшедшим! И первые, и вторые -- бывшие студенты Челябинской государственной академии культуры и искусств, участники ансамбля "Урал".

Интересно наблюдать, как современные молодежные телодвижения из хип-хопа или брейк-данса (балерины и танцовщики крутились на головах так, что зал замирал!) под симфонический оркестр синтезировались в воздушные па жрицы и ее свиты.

Музыка, надо отметить, была просто потрясающая и исполнена блестяще! Еще бы! Оркестр играл под руководством Адика Абдурахманова (о нем наш "ЧГ" писал уже неоднократно).

По замыслу хореографа в танце должна была присутствовать тенденция к повторам: одно движение повторяли несколько человек, запаздывая на долю секунды. В фуге Баха это чудо назвали бы секвенцией (повтором мелодии от разных звуков). В рассказах Чехова -- синтаксическим параллелизмом (принципом одинакового построения предложений). В танце этот прием напоминает эффект волны.

В команде Алексея Пелымского находятся люди творческие, созидательные. Один из них -- Константин Рубинский (автор либретто). У него мы и попытались выяснить, что такое Аркаим.

-- Почему все действие хореографической притчи происходит именно в Аркаиме? Неужели нельзя было выбрать другое место, не менее завораживающее и более правдоподобное?!

-- Понимаете, -- улыбается "допрашиваемый", -- абсолютная правда - это скучно, а творчество строится на мифах, легендах, мечтах и фантазиях!

Значит, Аркаим -- все же сказка? Выходит, что так. Только сказка не как ложь, а как источник выдумки, затеи для тех, кто умеет нести свое творчество людям и строить искусство.

Со всеми спорили Екатерина Мекшун и Эльвира Тимергазина