Столичного и чрезвычайно модного театрального режиссера Андрея
Житинкина ругают критики (со сладострастием!) и обожают актеры. Самые
разные, столичные и провинциальные, молодые и старые: Дуня Германова и
Сергей Безруков из "Табакерки", Александр Домогоров, Маргарита Терехова и
Георгий Жженов из Театра Моссовета, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт,
Людмила Гурченко, Любовь Полищук... Кого-то он сделал "звездой", о ком-то
заставил говорить после многолетнего забвения. |
Андрей ЖИТИНКИН: СМЕРТЬ
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИСКУССТВА -- ЭТО НЕ СТРАШНО
Житинкин - режиссер пограничных состояний. Ставить культурно,
но скучно - не для него. Переживать, плакать, смеяться, любить, ненавидеть,
предавать, материться, драться и снова любить, заглядывать в бездну, думать
о смерти - вот что ему интересно. И еще красота: законная и преступная,
ускользающая и вечная. Может быть, поэтому больше других Андрей ставит пьесы
американца Теннесси Уильямса, где переплетаются ужас перед жизнью и
наслаждение ею. Уильямсовский "Французский квартал" Андрей ставил четыре
раза: в столичных "Современнике" и "Табакерке", Магнитогорской драме и академической драме
Челябинска.
- В начале моей режиссерской карьеры был один мистический случай из тех,
про которые говорят, что здесь "дышит почва и судьба", - рассказывает Андрей.
- На премьере моего спектакля по пьесе "Калигула" Камю в Театре имени
Ермоловой прямо на сцене, за кулисами, умер великий русский актер с
еврейской фамилией Всеволод Якут. Премьера, успех, корзины цветов, он
успел всех поздравить, мы выпили по бокалу шампанского, и вот с цветами в
руках он идет к "Волге" на служебном входе театра, падает - и все. С точки
зрения философии - гениальная актерская смерть. В 80 лет, сыграв столько
ролей, испытав успех в последней работе (в "Калигуле" Якут играл управителя
дворца), - и легкая, мгновенная смерть после оваций, цветов и шампанского.
Мы полгода не могли потом играть этот спектакль. Актеры отказывались
вводиться на эту роль: "Он еще меня за собой потащит..." С тех пор я стал
думать о мистике в театре (тема бездонная). И никогда не отказываю старым
актерам, если они просят поставить для них спектакль. Вообще актер должен
очень долго жить, если хочет остаться в вечности. На Западе они понимают
это, очень серьезно относятся к собственному здоровью и живут долго. А у нас
сгорают.
Я один из тех, кто создал в Москве "Общество воздержания от смерти". В
начале века были тайные ложи, закрытые клубы, "Башня из слоновой кости"
Вячеслава Иванова... А потом всех замордовали, унифицировали, построили в
ряд. Мы начали наше общество как богемную игру художников, поэтов,
драматургов, актеров. Свой устав, свои собрания со свечами, красным вином,
креветками и пивом. Каждый раз меняем место сбора: театр, клуб, ресторан,
дом... Попасть к нам без рекомендации - невозможно. В нашем обществе
Сергей Михалков, Юрий Яковлев, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев из
Санкт-Петербурга... И молодежи очень много. В том числе и той, что уже
наоткрывала банки и поняла, что пора подумать о смысле жизни и смерти. Мы
там все без званий, без премий, без возраста. Никогда не обсуждаем
политических проблем: художник всегда вне режима, какая бы власть не была
на дворе. И воздерживаемся от смерти - главное условие членства в нашем
клубе. Его пока никто не нарушил, хотя среди нас есть люди более чем
преклонных лет. Вообще же смерть для человека искусства - это не страшно.
Надо быть просто готовым к ней, а значит успеть все, что должен был сделать.
Владимир Спешков
|