| |
Художественный руководитель Челябинского академического театра
драмы Наум Орлов празднует 75-летие
Вряд ли есть на Южном Урале фигуры реально сопоставимые с
Наумом Юрьевичем по уровню и значению. Четверть века, которую он руководит
челябинским академическим, театр этот стал реальным центром реальной
культуры, чья деятельность держит на плаву экологию духа гигантского региона
России. Он любит повторять: "Мы -- русский, общедоступный..." И поэтому цены
на билеты не поднимаются уже много-много лет. И это при полных аншлагах!
Одно лишь наличие в городе такого режиссера и таких артистов создает
предпосылки для нормального развития духовных процессов. Вряд ли это
преувеличение.
СТРАТЕГ
Умение поставить спектакль сегодня оказывается лишь половиной дела. Куда
важнее -- воспитать и на недосягаемом уровне сохранить труппу, один из лучших
в стране коллективов. Куда серьезнее подбирать репертуар и распределять роли
таким образом, чтобы не просто были заняты все актеры, но чтобы шел
постоянный и неуклонный внутренний рост буквально каждого. Прошлым летом
профессор Орлов зачислил в штат академического театра почти весь свой
актерский курс, едва ли не десяток молодых дарований. В кулуарах на худрука
ворчали: мол, фонд заработной платы не безразмерен, да и гримерки тоже не
резиновые. А Орлов уже сейчас думает о тех, кто будет определять лицо
театрального искусства в следующем веке. Большой стратег, он и сам немного
опережает наше время, что позволяет ему вести несуетное существование и
осознание правоты своего выбора. Ведь каждый новый спектакль должен быть сто
процентным попаданием в нерв времени.
МЕТОДА
Ну, да, русский психологический театр, про который часто пишут, что режиссер
умирает в актерах... Ничего подобного! Другое дело, что настоящий, крепкий
профессионал начисто лишён "режиссёрской агрессии". Не то, чтобы он не умел
выказать себя на сцене -- у него способы и задачи иные. Понятия формы и
содержания здесь настолько неразрывны, что в голову не приходит об этом
подумать. А присутствие режиссёра в спектакле, тем не менее, значительно и
заметно. Но не через внешние приемы, а через ощущение исподволь рождающееся
от всего, что зритель видит: каскада и соотношения мизансцен, игры актеров,
сплетающихся в кокон единого энергетически мощного облака смысла, костюмов,
света... Хорошего режиссера можно уподобить часовщику, который приводит в
действие подогнанные друг к дружке шестеренки невидимого механизма. Но
который обладает логикой существования и запасом собственного развития.
Премьера запускает в ход саморазвивающийся механизм спектакля. Это ли не
чудо театра в эпоху тотальной власти кино и телевидения!
Главная проблема в том и заключается, что идут сейчас смотреть не актеров и
не "режиссерское решение", но сюжет. Кино и электронные СМИ полностью сбили
для среднего зрителя шкалу восприятия. Рядом с "фаст-фудом" шоу-бизнеса
общедоступный русский театр оказывается прерогативой немногочисленных
гурманов, не утратившись возможность смаковать полутона.
Занятый, казалось бы, какими-то второстепенными и не слишком заметными
постороннему взгляду "загогулинами", Наум Орлов похож на Дон Кихота,
воюющего с громкокипящими мельницами полуискусства.
ГЛАВНЫЙ
Много раз Орлова сманивали в столицы и большие города -- предлагали театры
в Киеве и Тбилиси. Но что-то удерживало его на Южном Урале. Пару месяцев
назад исполнилось 25 лет, как Наум Юрьевич Орлов возглавил челябинскую
драму. Ему, кажется, и самому странно: четверть века... Кто бы мог подумать,
что это судьба?! При нем театр стал академическим, сейчас, вот премию "Окно
в Россию" получил и звание "Театра Года"... Не зря выбрали Орлова почетным
гражданином города. Он ведь у нас такой один-единственный. И потому,
независимо от официального звания, главный.
Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ
|