Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

 
 

Художественный
руководитель
Челябинского
академического
театра драмы

Наум Орлов
празднует 75-летие

 
Вряд ли есть на Южном Урале фигуры реально сопоставимые с Наумом Юрьевичем по уровню и значению. Четверть века, которую он руководит челябинским академическим, театр этот стал реальным центром реальной культуры, чья деятельность держит на плаву экологию духа гигантского региона России. Он любит повторять: "Мы -- русский, общедоступный..." И поэтому цены на билеты не поднимаются уже много-много лет. И это при полных аншлагах! Одно лишь наличие в городе такого режиссера и таких артистов создает предпосылки для нормального развития духовных процессов. Вряд ли это преувеличение.

 
СТРАТЕГ

Умение поставить спектакль сегодня оказывается лишь половиной дела. Куда важнее -- воспитать и на недосягаемом уровне сохранить труппу, один из лучших в стране коллективов. Куда серьезнее подбирать репертуар и распределять роли таким образом, чтобы не просто были заняты все актеры, но чтобы шел постоянный и неуклонный внутренний рост буквально каждого. Прошлым летом профессор Орлов зачислил в штат академического театра почти весь свой актерский курс, едва ли не десяток молодых дарований. В кулуарах на худрука ворчали: мол, фонд заработной платы не безразмерен, да и гримерки тоже не резиновые. А Орлов уже сейчас думает о тех, кто будет определять лицо театрального искусства в следующем веке. Большой стратег, он и сам немного опережает наше время, что позволяет ему вести несуетное существование и осознание правоты своего выбора. Ведь каждый новый спектакль должен быть сто процентным попаданием в нерв времени.

 
МЕТОДА

Ну, да, русский психологический театр, про который часто пишут, что режиссер умирает в актерах... Ничего подобного! Другое дело, что настоящий, крепкий профессионал начисто лишён "режиссёрской агрессии". Не то, чтобы он не умел выказать себя на сцене -- у него способы и задачи иные. Понятия формы и содержания здесь настолько неразрывны, что в голову не приходит об этом подумать. А присутствие режиссёра в спектакле, тем не менее, значительно и заметно. Но не через внешние приемы, а через ощущение исподволь рождающееся от всего, что зритель видит: каскада и соотношения мизансцен, игры актеров, сплетающихся в кокон единого энергетически мощного облака смысла, костюмов, света... Хорошего режиссера можно уподобить часовщику, который приводит в действие подогнанные друг к дружке шестеренки невидимого механизма. Но который обладает логикой существования и запасом собственного развития. Премьера запускает в ход саморазвивающийся механизм спектакля. Это ли не чудо театра в эпоху тотальной власти кино и телевидения!

Главная проблема в том и заключается, что идут сейчас смотреть не актеров и не "режиссерское решение", но сюжет. Кино и электронные СМИ полностью сбили для среднего зрителя шкалу восприятия. Рядом с "фаст-фудом" шоу-бизнеса общедоступный русский театр оказывается прерогативой немногочисленных гурманов, не утратившись возможность смаковать полутона.

Занятый, казалось бы, какими-то второстепенными и не слишком заметными постороннему взгляду "загогулинами", Наум Орлов похож на Дон Кихота, воюющего с громкокипящими мельницами полуискусства.

 
ГЛАВНЫЙ

Много раз Орлова сманивали в столицы и большие города -- предлагали театры в Киеве и Тбилиси. Но что-то удерживало его на Южном Урале. Пару месяцев назад исполнилось 25 лет, как Наум Юрьевич Орлов возглавил челябинскую драму. Ему, кажется, и самому странно: четверть века... Кто бы мог подумать, что это судьба?! При нем театр стал академическим, сейчас, вот премию "Окно в Россию" получил и звание "Театра Года"... Не зря выбрали Орлова почетным гражданином города. Он ведь у нас такой один-единственный. И потому, независимо от официального звания, главный.

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ