|
А.П.Чехов
ВИШНЕВЫЙ САД
Комедия в двух частях
Режиссер - Наум Орлов
Сценография Татьяны Сельвинской
Премьера состоялась 6 апреля 2000 г.
Продолжительность спектакля 2:40
...Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость,
тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!
А.П.Чехов. Вишневый сад
|
96 лет назад А.П.Чеховым была написана комедия "Вишневый сад". Что же имел в виду А.Чехов, определяя
жанр "Вишневого сада" как комедию? О чем эта пьеса? Почему по прошествии почти ста лет она снова ставится
в театре? Неужели за это время мы не решили проблем, лежащих в основе невеселого сюжета?
Смех, на который провоцировал Антон Павлович современников, должен был являть собою защитную реакцию
человеческого сознания на восприятие гнетущих реалий действительности, давать возможность адаптироваться
к возникшим проблемам, искать им разрешение. В 1904 году благодаря этому смеху можно было спасти
Россию. Сегодня это смех сквозь слезы.
В Челябинском драматическом этот спектакль идет на Малой сцене. Амфитеатр зрительских кресел разомкнут
таким образом, что действие происходит между двумя его частями, зрители следят за развитием сюжетной линии,
встречаясь взглядами друг с другом. Это взгляд на себя сквозь события, решившие наше сегодняшнее существование.
Сценическое пространство Малого зала сливается со зрительской частью, эта нерасчлененность подчеркивает
взаимосвязь прошлого (действие, происходящее на сцене) и настоящего (переживания и ощущения присутствующих
в зале), нас разделяет всего лишь шаг навстречу друг другу.
Атмосфера почти индивидуального собеседования с каждым зрителем в отдельности захватывает и погружает
в тянущиеся из прошлого проблемы нашего бытования. Глядя на то, как смешные беспомощные люди произносят
длинные монологи в связи со столетием книжного шкафа, целуют "шкафчики "и "стульчики" (в сценографии Т.И.Сельвинской
они игрушечные, что усугубляет абсурдность действий героев), становится не до смеха: что же будет с Россией
- вишневым садом, никто из героев не в состоянии его спасти. Та цельность души русской, верность и служение
своему Отечеству, что заключена в Фирсе (в его лице -- это служение старому дому и его домочадцам, подразумеваем
-- России) никем не преемствуется. Она забыта-закрыта в старом доме, обречена погибнуть. Мне думается,
Антона Павловича охватывал ужас прозрения действительности, тревога и печаль о судьбе России.
По завершению спектакля актеры выходят на поклон, но сначала кланяются вишневому саду, а после, словно
бы принося извинения, -- зрителям. Мы стоим друг против друга, они -- актеры, еще в образе героев XIX века,
и мы -- зрители, люди XX века. Мы насадим новый сад?
С в е т л а н а Л и
|