Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

Мы насадим новый сад?

А.П.Чехов
ВИШНЕВЫЙ САД

Комедия в двух частях

Режиссер - Наум Орлов
Сценография Татьяны Сельвинской
Премьера состоялась 6 апреля 2000 г.
Продолжительность спектакля 2:40

 

...Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

А.П.Чехов. Вишневый сад

96 лет назад А.П.Чеховым была написана комедия "Вишневый сад". Что же имел в виду А.Чехов, определяя жанр "Вишневого сада" как комедию? О чем эта пьеса? Почему по прошествии почти ста лет она снова ставится в театре? Неужели за это время мы не решили проблем, лежащих в основе невеселого сюжета?

Смех, на который провоцировал Антон Павлович современников, должен был являть собою защитную реакцию человеческого сознания на восприятие гнетущих реалий действительности, давать возможность адаптироваться к возникшим проблемам, искать им разрешение. В 1904 году благодаря этому смеху можно было спасти Россию. Сегодня это смех сквозь слезы.

В Челябинском драматическом этот спектакль идет на Малой сцене. Амфитеатр зрительских кресел разомкнут таким образом, что действие происходит между двумя его частями, зрители следят за развитием сюжетной линии, встречаясь взглядами друг с другом. Это взгляд на себя сквозь события, решившие наше сегодняшнее существование.

Сценическое пространство Малого зала сливается со зрительской частью, эта нерасчлененность подчеркивает взаимосвязь прошлого (действие, происходящее на сцене) и настоящего (переживания и ощущения присутствующих в зале), нас разделяет всего лишь шаг навстречу друг другу.

Атмосфера почти индивидуального собеседования с каждым зрителем в отдельности захватывает и погружает в тянущиеся из прошлого проблемы нашего бытования. Глядя на то, как смешные беспомощные люди произносят длинные монологи в связи со столетием книжного шкафа, целуют "шкафчики "и "стульчики" (в сценографии Т.И.Сельвинской они игрушечные, что усугубляет абсурдность действий героев), становится не до смеха: что же будет с Россией - вишневым садом, никто из героев не в состоянии его спасти. Та цельность души русской, верность и служение своему Отечеству, что заключена в Фирсе (в его лице -- это служение старому дому и его домочадцам, подразумеваем -- России) никем не преемствуется. Она забыта-закрыта в старом доме, обречена погибнуть. Мне думается, Антона Павловича охватывал ужас прозрения действительности, тревога и печаль о судьбе России.

По завершению спектакля актеры выходят на поклон, но сначала кланяются вишневому саду, а после, словно бы принося извинения, -- зрителям. Мы стоим друг против друга, они -- актеры, еще в образе героев XIX века, и мы -- зрители, люди XX века. Мы насадим новый сад?

С в е т л а н а   Л и

В спектакле принимают
участие:
Елена Дубовицкая,
Любовь Чибирева,
Борис Петров,
Юрий Цапник,
Игорь Лопаткин,
Александр Рубцов,
Леонард Варфоломеев,
Николай Ларионов и др
.