| |
"ТЕАТР НЕ ИМЕЕТ ПРАВА БЫТЬ СКУЧНЫМ"
10 марта в Челябинском камерном театре состоялся бенефис ведущей актрисы театра, засл. арт. России
Натальи Жернаковой. Однако и сегодня, в юбилейные дни, Жернакову трудно представить себе гранд-дамой,
величаво, с чувством полного собственного достоинства ступающей на сцену. Вот и в ее бенефисе
не было ничего академического: гостей в фойе угощали игристым шампанским, прямо в зале в образе
своей любимой героини Вари Волковой из галинского "Конкурс" актриса общалась со зрителями.
Много пела, даже танцевала канкан вместе с партнерами. До сих пор в ней живет неуемная девчонка,
которую открытость миру, потребность новых впечатлений привела в театральную студию при Дворце
культуры Челябинского металлургического комбината. И сегодня на сакраментальный вопрос "Зачем
живешь на свете?", Жернакова отвечает, не задумываясь: "Интересно".
Во многом отсюда, от этого интереса к жизни -- разнообразие интонаций и красок, присущее
ролям актрисы уже в тюзовский период (в Челябинский ТЮЗ, окончив Ярославское театральное училище,
она приехала в 1997 году и проработала там 15 лет). В маленьком угловатом
Буратино ("Необычайные приключения Буратино", реж. В. Шрайман), так близком актрисе
своей жаждой все узнать, ко всему быть причастным, она была легка, подвижна и задорна. А в роли
Нади в "Роковой ошибке" Н. Рощина (пост. В. Мещаниновой) поразила "чувством
времени", пониманием психологии молодого человека, потерявшегося в лабиринтах современной
жизни. В "Живи и помни" В. Быкова с глубинным драматизмом раскрыла внутреннее
состояние женщины, познавшей любовь и предательство.
Однако при всем разнообразии героиням Жернаковой присуще и нечто общее. У них у всех повышенная
температура тела, всем свойственна пульсирующая активность, пусть даже нелепая или схожая с
бравадой. Вот сваха Красавина в "Женитьбе Бальзаминова " А. Н. Островского,
сыгранная уже в Камерном театре, -- разухабистая, брызжущая неуемной энергией. А вот старушка
Кронке из "Дорогой Памелы" Дж. Патрика (реж. Н. Черкасов) -- всепонимающая
и добрая, при этом деятельная и азартная. И рядом с ними -- генеральша Попова в водевиле А. П. Чехова
"Медведь" (реж. В. Мещанинова), до экстаза упоенная вдовьим страданием,
легко переходящая при этом к женскому кокетству.
Кажется, всех своих героинь Жернакова лично и хорошо знала, встречалась с ними на дорогах
собственной жизни, так рельефно они "выписаны", так узнаваемы в своей сути. Актриса,
однако, парирует:
"Сцена ведь не фотография. Чтобы создать собирательный образ,
нужно много наблюдать. Вот мальчик Сид из "Тома Сойера". В детстве во мне самой было
много мальчишеского. Но, работая над ролью, пришлось наблюдать за другими детьми, за сыном --
как напористо, наступательно они разговаривают, как энергично общаются, как изобретательно врут.
С удовольствием вспоминаю случай, когда маленький зритель, увидев меня после спектакля, с удивлением
воскликнул: "Как? Девчонка?" А у самой этой "девчонки" было к этому времени
двое детей. Однако главное, что питает творчество, помогает понять персонажа -- это любовь к
людям. Именно любовь настраивает на подлинное, глубинное внимание к человеку".
И никаких ссылок на то, что "груба жизнь", Жернакова не признает. Более того, считает,
что от нас самих зависит, какой стороной повернется к нам мир:
"Если ты на ребенка накричал, не рассчитывай, что он к тебе полезет
обниматься. Когда мне хамят, я отвечаю: "Я тоже вас люблю", Хотя, конечно, человек
не автомат, иногда приходится и парировать. Главное, каждый день встречать с радостью. Находить
для этого силы в самом себе, в семье, друзьях. Мне по жизни очень помогла бабушка. Несмотря
на нелегкую жизнь, она была очень светлым человеком. Я на всю жизнь напиталась этим светом".
Уже в ТЮЗе Жернакова познала великое актерское счастье обрести "своего" режиссера.
И когда Виктория Мещанинова приняла художественное руководство Камерным театром, Наталья Юрьевна,
опять-таки не раздумывая, ушла вслед за ней:
"Я люблю и уважаю людей, которые не находятся в состоянии жертвы. Я готова за ними идти
на край света. Мне приходилось работать с режиссерами-мужчинами, которые все жаловались, скулили,
то и дело проявляли свою слабость. А эта маленькая женщина оказалась очень сильной. А еще для
нее и для меня театр -- это всегда фантазийность, нестандартность мышления, даже скандальность.
Зрители приходят к нам за энергетической подпиткой. Театр не имеет права быть скучным".
Сегодня Жернакова -- еще и преподаватель актерского мастерства Академии культуры и искусства.
"Педагогическая работа очень помогает в профессии, дает возможность
вернуться к ее основам, к азбуке. Но иногда мне кажется, что я и сама у студентов учусь. Они
смелы и решительны. У них нет шаблонов, они спокойно отметают все догмы. Мы к старости сгибаемся
под тяжестью "так надо", "так нельзя". Они же ходят легкой походкой, с прямой
спиной".
Ирина КАМОЦКАЯ
[an error occurred while processing this directive]
|