Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Музыка

Юрий Наумов

ЮРИЙ НАУМОВ: МОЯ ЖИЗНЬ -- ЭТО ЗВУК...

После перерыва в год продолжил свою гастрольную деятельность в России уникальный блюзовый композитор и музыкант, основатель Дома Русского Блюза Юрий Наумов. Живет в Нью-Йорке 14 лет, не раз выступал в Челябинске.

В апреле 2004 маэстро выступил в Москве, Воронеже и Санкт-Петербурге.

В этот раз музыкант привез в Москву ремастеринг уже известного альбома "Violet". Альбом не изменился по своему содержанию, но звучит сейчас точнее, ярче, филиграннее.

В 1996 году многие возможности по обработке звука в студийном варианте были Юрию недоступны. И сейчас, когда это стало выполнимо, маэстро предоставил возможность своему слушателю воспринимать "Фиолетовый" максимально в том виде, в каком сам музыкант слышит его.

"Моя жизнь -- это звук, что на тысячи ватт..."

Для тех, кто не слышал его "Гитарные истории", поясню: этот уникальный инструментальный альбом полностью, от начала и до конца выполнен самим Мастером. В альбоме представлены 12 Историй, которые ненавязчиво, легко и виртуозно, в четко выстроенной композиционной последовательности рассказывает 9-струнная гитара Наумова. Кульминация всего альбома -- захватывающая и суперэкспрессивная "Ночь на Хайвее". А органично завершает альбом летящая "Апрельская ночь". Альбом очень многогранен, динамичен, и достойно представляет музыканта как композитора и исполнителя. В нем есть добрый юмор, мудрость, нежность, легкий шарм -- и еще много всего, что собрано воедино и очень органично переплетено.

Равнодушным после прослушивания Гитарных Историй мало кто остается.


Sneaky Blues (концерт в Санкт-Петербурге, апрель 2002)
3:05 / 5.9 MB
"Местная" версия -- только RealVideo
На оригинальном сайте + QuickTime & Windows Media

Всего же сейчас у музыканта в арсенале для релиза шесть альбомов, полностью законченных и оформленных, выпущенных на CD.

"Но он знает на память звуки, которые могут помочь на какое-то время остаться живым".

Знатоки говорят, что так, как он, играть на сцене просто невозможно. И даже если творить такой звук в студии, всегда возникает вопрос: "какими усилиями это достигается?" Надо заметить, что Юрий осваивает все цифровые компьютерные технологии по книгам -- нарабатывает опыт работы в студии самостоятельно, упорным трудом, методом проб и ошибок, когда постоянно приходится нащупывать верный вариант, а где-то и "вгрызаться" в программные методики. Необходимо сначала "найти звук", а затем стать самому себе и звукооператором, и программистом, и дизайнером. Выпуск альбома в студийных условиях зачастую не столько творчество, сколько монотонный труд без сна и отдыха. Достойной платой за эти усилия являются для музыканта отдача и любовь зрителей.

"Я иду,
и я буду идти,
до тех пор, пока кто-нибудь ждет".

Последний раз маэстро выступал в Челябинске в 1996 году с начальным вариантом "Фиолетового" -- то был его первый визит в Челябинск после отъезда за границу. В Москве музыкант бывает много чаще -- раз в полгода. Перерыв на год в гастролях был продиктован исключительно обстоятельствами личного плана -- Юрий стал отцом. Он бережно и ответственно относится к новой для себя роли как ко всему, что происходит в его жизни.

"Можешь не искать смысл в моих словах -- слово есть ложь, раз тебе так удобней, но попробуй найти смысл в том, что я не молчу".

Для тех, кто не был знаком с творчеством музыканта ранее, надо добавить, что Юрий является очень серьезным художником слова. Давние его поклонники знают автора именно с этой стороны. В его текстах присутствует неповторимый, "наумовский" почерк -- сложность текстов, аллитерации, образность языка и его особая звукопись.

"...Жизнь шилом слово "шиш"
писала через "i", не ставя точек над
этой пропастью, во ржи зарывшись,
я лежал..."

Музыкант старается осуществить сложнейшую задачу: сохранить равноценный баланс между музыкой и словом. Как он сам говорил об этом в одном из интервью:

"Вообще я счастлив, когда люди врубаются, что перед ними -- Музыкант. Я понимаю, что своими текстами я сделал все, чтобы это усложнить, но тем не менее, когда ЭТО понимают -- в кайф, а уж о том, чтобы люди врубились в то, что здесь полноценный сплав слова и звука, я уже и не мечтаю. Очень много людей, которым малодоступно то, что я делаю, с другой же стороны, очень много башковитых, логически мыслящих, которые относятся к песням потребительски, как к задачкам для мозгов. Гораздо реже встречаются умные люди, у которых бы голова не перевешивала сердце, -- мне вот такие нужны. Другой вопрос -- нужен ли я таким?"

Концерт Наумова -- неповторимое действо. На сцене он всегда один на один со слушателем. Целая мистерия, в процессе которой каждый делает свои открытия. На интимном, сущностном уровне. Самые свои сложные вещи в музыкальном и текстовом плане музыкант пока не спешит издавать на CD. Но именно они -- его медленные блюзы -- трепетны, многослойны, глубоки, чрезвычайно изысканны и многогранны... Уводящие в запредельный мир таинства звука, голоса, слова. И верные его поклонники их очень ждут.

"Пой свою песню, и я подхвачу твой припев на своей стороне...
Я подхвачу твой припев... на твоей стороне".

Яна КАРАСИК

См. также: Его так давно не было в Челябинске, Дом русского блюза
Вверху: фото Дмитрия Тернового