Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Музыка

Адик Абдурахманов
Адик Абдурахманов:
О ЧЕЛЯБИНСКЕ

Многие талантливые люди, выросшие в Челябинске, работают, живут и учатся в Москве и Санкт-Петербурге или за рубежом. Получается ситуация: наши в учатся в Швейцарии, Америке, Германии, Австрии... Они бы с удовольствием приехали в Челябинск и сделали концерт. Но...

Не хватает тех, с кем можно играть. Лера Авербах по всему миру давала сольные концерты. Она недавно в Вене с Гедеоном Кремером сделала безумно красивый концерт: она на фортепиано, он на скрипке. Сама музыку написала, и они сыграли вместе. Это звезда первой величины. Лера выступает в Париже, в Нью-Йорке, а к нам куда приехать? Приехала Лера в Челябинск и говорит: "Хорошо, что есть камерный оркестр". С камерным оркестром она выступила, концерт сыграла. Игорь Ретнев приехал. Один он как бы сыграл? А с камерным оркестром он и кантаты споет, и сольные концерты сыграет.

У нас такая ситуация: в институте есть оркестровый факультет, какая бы тонкая ни была струйка, но идет, и сейчас есть возможность набрать молодых, у которых огонь в глазах, которые хотят играть.

Получается ситуация -- оперный театр и тот не заполняется. Есть город в Австрии, Зальцбург, небольшой совсем, а лучшие пианисты мира приезжают в этот город. Наш Челябинск в пять раз больше, и к нам никто не приезжает.

Для нашего города нужен не только один оперный театр, не только симфонический оркестр, должен быть еще и театр музыкальный, какой-нибудь камерный музыкальный театр. Потому что для миллионного города то, что у нас есть - это слишком мало.

То, что опаздываем, это всегда так, но мы современное искусство практически не знаем. Челябинск -- пустое место для современного искусства. Не то, что мы его не пропагандируем, а вообще ничего нет. Музыки современной нет. Например, я исполняю с камерным оркестром какую-то современную музыку, а это никому не интересно. Музыканты-интеллектуалы придут, будут слушать...

В принципе, мы даже не знаем, что в музыкальном мире происходит. Я, например, получаю партитуру, обалдеваю, что есть такая музыка, а человек даже не слышал. Люди этих композиторов не знают, они этих композиторов даже не слышали. Они не знают, что есть такая музыка.

Для народа мы сыграем что-то любвеобильное. Это хорошо! С другой стороны, мысль-то не движется, топчется на месте. Мы дышим воздухом, который накурен. Нужно открыть окно, чтобы свежий воздух пошел в легкие, кислород в мозг. Мы этого себе позволить не можем. Во-первых, музыкантов нет. А потом, Челябинск -- такой город. Например, у нас только пять музыкантов, которые прилично играют. И эти пять музыкантов -- пианисты. Надо хотя бы сделать так, чтобы они не уезжали. Концерты нужно с ними играть. Потом и струнники появятся. А так у нас получается ситуация, что у нас пианисты есть. И им так тоскливо, и плохо здесь. Для себя заниматься -- тоже не то. Вот мы, например, играем сейчас Шостаковича. И у нас в Челябинске есть пианистка, которая играет здорово Шостаковича. Мы предлагаем ей контракт -- через полгода играем Шостаковича. Хотим вам заказать. И она с удовольствием начнет заниматься, и это будет действительно по-настоящему сыгранный концерт Шостаковича. Или я знаю, кто у нас очень здорово сыграет концерт Моцарта. Я подхожу и говорю -- через четыре месяца Моцарта играем. И она будет заниматься. Четыре месяца. Потому что будет хотеть. Или программу предложить -- сегодня мы играем концерт Моцарта такой, а через год тоже концерт Моцарта, но уже другой. И она будет знать, что не просто так занимается.

...другое дело, обидно, что мы, например, выступаем в органном зале, свердловчане слушают и говорят: "Нам так понравился концерт. Мы оплачиваем все, и вы приезжайте к нам с этим концертом". Они увозят нас в Екатеринбург, просят выбрать зал, мы им сыграем. Здесь этого нет. Это и обидно. Мы хотим что-то такое сделать для Челябинска.