Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

 

Литература

ДОГНАТЬ ПЕТРАРКУ

Врач и филолог по образованию, поэт по призванию, Кирилл Ратников выпустил новую книгу "Сердцу не прикажешь". Книга эта не простая, книга -- пятая... Чтобы понять, что к чему, стоит совершить небольшой экскурс в историю, непосредственно связанную с данным автором и его творчеством.

Итак, 1999 год. Молодой человек знакомится с девушкой. Постепенно их взаимная приязнь перерастает в нечто большее. И вот он делает предложение, на которое возлюбленная отвечает согласием, но вскоре меняет свое решение на прямо противоположное. Молодой человек в отчаянии не находит себе места и прилагает все усилия, дабы вернуть единственную и неповторимую. Нетрудно догадаться, что влюбленный -- не кто иной, как вышеуказанный автор, да и реакция на описанное происшествие тоже понятна -- он пишет стихи. Много стихов. Адресованных возлюбленной и не адресованных ей, но так или иначе касающихся весьма неординарной личности автора.

То, что уже не одно поколение поэтов черпает силы в любовных переживаниях, новостью ни для кого не является. А форму лирического дневника использовал еще Петрарка, главным источником вдохновения для которого стала неразделенная любовь к Лауре. Ратников не Петрарка. Все, что было в его силах -- это наполнить старую добрую форму актуальным (прежде всего для самого автора) содержанием, что он с большим или меньшим успехом и сделал.

Первая книга из пенталогии -- "Третий лишний", вышедшая в 2001 году, стала пронзительным криком отчаянья и тоски лирического героя. И судя по отдельным текстам, тоски глубокой. Однако при всем уважении к чувствам поэта приходится отметить, что не всегда большое количество текстов переходит у него в качество. Над многими стихами довлеет железобетонный канон традиционной поэзии (даже чересчур традиционной). А поскольку зачастую стихотворения предполагают крайне личное обращение к адресату, третьим лишним себя чувствует уже читатель, которому зато не приходится долго ждать продолжения этой жизненной истории.

Во 2-ом томе "пятикнижия", увидевшем свет годом позже, -- "Мимолетье", -- заметно расширилась тематика. Лирический герой уже пытается оценить свои чувства со стороны, хочет понять, что же он сделал не так. К тому же автор, как всякий уважающий себя поэт-мыслитель, задается проклятыми вопросами бытия. В общем, все как полагается. Однако не обходится у него и без противоречий: оптимизм в книге соседствует с беспросветной черной тоской, любовь к одиночеству -- с воспеванием недостижимых радостей семейной жизни. Зато появился целый корпус "впечатлительной" лирики: зарисовок путешественника, отмеченных, правда, несколько поверхностной созерцательностью, и городских наблюдений, метких, но иногда излишне натуралистичных.

В следующих книгах "Привычка свыше", "В тумане дней" и "Сердцу не прикажешь" лирический герой гонит от себя воспоминания-призраки, не отрицая, впрочем, своего светлого прошлого, но и не желая новой мучительной боли. Создается впечатление, что он топчется на месте в попытке сказать что-то очень важное, но сказать-то и не решается. Да и любовная тема в последних книгах уже отчасти разбавлена слишком общими размышлениями-наблюдениями. Вот и становится это глобальное самовыражение похожим на попытку обогнать человека уже давно умершего, но оставившего неизгладимый след в европейской культуре.

Владимир ГУЛЯЩИХ

 

[an error occurred while processing this directive]