Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Литература

НИНА ЯГОДИНЦЕВА:
"ЧЕЛОВЕК -- ЯВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА"

Творчество всегда считалось тайной тайн, вдохновение -- высшим даром, и заглядывать в творческую "кухню" решались немногие. Необычное исследо-вание провела челябинская поэтесса Нина Ягодинцева. Руководя литературными студиями (а их с 1995 года было четыре: "Созвучие", "Апельсин" и "Литературная мастерская" в Челябинске и "Амариллис" в Златоусте ), она анализировала закономерности развития творческого сознания и пришла к сенсационным выводам относительно природы творчества. Результатом ее исследований стал курс лекций "Поэтика. Модели образного мышления." Сейчас эта книга готовится к печати.

-- Нина Александровна, что же такое "Поэтика" -- научное исследование или пособие для начинающих литераторов?

-- Ни то, ни другое. Все знают, что такое моделирование. Для него нужны набор деталей и знание о порядке их соединения. Берем, например, кубики и строим из них домик. Это статическая модель. Или берем протон, разгоняем его в синхрофазотроне -- это динамическая модель. "Поэтика" -- динамическая модель творческого развития.

-- Каждый человек -- тайна, индивидуальность, тем более -- поэт...

-- Я моделирую не человека, а те жизнеобразующие процессы, на основе которых развивается любая индивидуальность. Можно сказать, что "Поэтика" -- универсальная карта внутреннего мира человека. Любая карта -- это не сама местность, а ее условное обозначение: гора, река, болото... Можно отправляться в путь и без карты, но с ней быстрее и безопаснее.

-- Какое отношение все это имеет к поэзии?

-- Самое прямое! И не только к поэзии -- к творчеству вообще. Космическая, духовная природа человека проявляется именно в творчестве. Изучая проблемы творческого развития на практике, я обратила внимание на определенные закономерности, проанализировала из и сопоставила с данными современной науки. Получилась интересная картина. Мы привыкли говорить, что человек -- это общественное животное, то есть дитя природы, воспитанное обществом. Низкие инстинкты мы можем назвать животными -- всем знакомо выражение "человек человеку волк". На уровне социального инстинкта это уже "друг, товарищ и брат". "Поэтика" предлагает рассмотреть мотивацию "человек человеку Космос".

-- Как же выглядит модель нашего внутреннего Космоса?

-- "Поэтика" дает принципиальные пространственные ориентиры. Это информация, во-первых, о цикличности развития -- в том числе и о том, как и почему включается механизм агрессии и программа самоуничтожения, где и почему возникает зона безобразия. Во-вторых, о качественных переходах между реальным и идеальным полюсами психофизики. И в третьих, о прямой взаимозависимости высокого и низкого в человеке. Такая информация не ограничивает, а стимулирует того, кто в развитии заинтересован. "Поэтика" может быть интересной всем, кто пытается разобраться в себе и выстроить жизнь сообразно   л и ч н о м у  о щ у щ е н и ю  и д е а л ь н о г о, которое одно является ценностью индивидуального существования человека.

-- Нравственно ли вторгаться в Микрокосм человека со своими мерками и стандартами?

-- Скорее, безнравственно современное положение вещей. Все футурологи говорят о кризисе и грядущем крахе цивилизации. Резерв можно отыскать только в самом человеке. Эти поиски ведутся во многих направлениях, но чаще всего истина приватизируется и рождается очередная секта. Те же, кто не склонен к такой приватизации, подвергаются "тащению и непущанию". В "Поэтике" стандартов нет. Моделировать -- это значит выстраивать наиболее вероятные связи. Моделирование ни к чему не обязывает, оно  п р о в о ц и р у е т  к осмыслению. Человек остается свободным в своем выборе и это нравственно. Возьмите карту -- она не предписывает направление и порядок движения, она предлагает стабильные ориентиры. Погода в пути может быть любой, попутчики самые невероятные, но гора останется горой, река -- рекой (в крайнем случае, река может разлиться или пересохнуть), а болото в одночасье не превратится в цветущий сад.

-- Но ориентиры для карты должны быть общепринятыми!

-- Безусловно. Поэтому я взяла за основу цельное знание о мире, которое сохранилось как функциональная основа искусства (семь нот, основные цвета, и пр.). В соединении с данными современной психологии, философии и физики получилась цельная картинка. Кроме того, созвучными оказались положения в статьях С. Есенина, К. Кедрова, за информацией я обращалась и к первоисточникам: Веданте, Библии, Корану. У меня была возможность проверить все на практике в преподавании такого неуловимого предмета, как стихотворчество. Идеи "Поэтики" во многом созвучны идеям русского космизма, трудам К. Циолковского, В. Вернадского. В нашей культуре есть уникальный пример моделирования истории -- очень неоднозначно принимаемые учеными: исследования А. Фоменко. Сама методика математического моделирования гуманитарной сферы показалась мне очень интересной.

-- Как возникла идея написания подобной книги?

-- Книга задумывалась как учебник для начинающих авторов. Но не тут-то было! Творческая работа всегда идет по одному из двух сценариев: самовыражение (=по данному поводу я думаю вот так), либо диалог с материалом. Пер-вый связан с волевым усилием по отношению к материалу (=я творец, ты -- материал, так что будь любезен). Но материал, подчиняясь, мстит, попросту "продает": сквозь текст вдруг проступает то, что ты никогда выражать и не собирался, и даже более того -- скрывал. Второй сценарий требует доверия и уважения к материалу как к собеседнику, соотнесения с ним по статусу и потенциалу общения: если это язык, веками складывающийся в гармоничную реальность, то ты -- ученик, максимум -- прилежный. "Поэтика" была написана в режиме диалога. Мое наивное желание зафиксировать некий неуловимый опыт в целом успешного преподавания этого предмета вдруг стало складываться в исследование природы творчества.

-- Насколько востребованной будет "Поэтика"?

-- Искусство воспринимается людьми двояко. Для одних оно является убежищем -- такие люди в исследованиях не заинтересованы, они скорее пользуются результатами чужих поисков, сохраняют их, изучают, обустраивают. Посмотрите, например, сколько в России пушкиноведов. И это благо. А для других творчество -- путь, в котором никто не может гарантировать не только непременных открытий, а часто и самой жизни. Они идут вперед на свой страх и риск. Им-то я и предлагаю принципиальную карту местности.

-- То есть "узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа..."

-- Не так уж и узок, не настолько далеки -- посмотрите, как много молодежи занимается творчеством, какое множество творческих кружков, объединений, вузов! Это все -- потенциал развития нации. В обыденности мы воспринимаем очень узкий спектр жизни -- только то, что необходимо для выживания вида. Это можно назвать плоскостью, горизонталью существования. По горизонтали развитие имеет предел: мы уже вошли в гибельный конфликт со своей материнской оболочкой - Природой. Выход один: увеличивать спектр восприятия жизни, то есть равиваться в глубину (=высоту). Творческое мышление вертикально и задействует всю глубину психофизики: от пронзительного ощущения истины до реализации ее в том или ином произведении. Неплохая возможность выйти из тупика прагматизма. Причем строем из этого тупика выйти нельзя -- только посредством личного, индивидуального развития.

-- Какие выводы "Поэтики" Вы считаете наиболее важными?

-- Во-первых то, что процессы со-знания, со-бытия, со-творения и со-вести являются обоюдными -- то есть взаимосвязанно происходят как вовне, так и внутри человека. Есть такой тезис у психологов: "Мир -- это наше зеркало". Но и мы тоже зеркальца -- может быть, карманные, туманные, со щербинками, трещинками -- и все-таки зеркальца. Во-вторых, обыденное сознание не нуждается в глубоком отражении, оно ограничено необходимостью сиюминутного выживания, а целостное сознание стремится отразить реальность как можно глубже, во всем взаимодействии тонких связей, так обеспечивается длительное выживание и устойчивое развитие. Поэт сохраняет и восстанавливает цельность сознания, такова его важнейшая общественная задача. В-третьих, изучение циклов --космического, природного, социального, индивидуального, которым подчинено наше существование, -- может сделать жизнь менее катастрофичной. В-четвертых, универсальная внутренняя структура личности определяет последовательность реализации идей. Эта логика существует вне зависимости от наших знаний о ней. Но лучше бы знать, где стелить соломку... Стремление к знаниям -- это трансформация базового инстинкта выживания на более высоких уровнях сознания.

-- Как Вам удалось совместить иррациональную логику поэзии и рациональную логику научного изложения?

-- Стихи строятся целиком на интуиции, когда ты не знаешь, но чувствуешь, не понимаешь, но принимаешь. Работая над "Поэтикой", я поняла очень многое в окружающем мире и получила колоссальное удовольствие от этого. Один из главных критериев успеха -- внутреннее ощущение: в полную ли силу ты работаешь. Я работала на пределе возможностей и были великолепные моменты, когда этот предел ощутимо отодвигался. Конечно, чтение "Поэтики" требует определенных интеллектуальных усилий: каждый абзац -- это отдельная формула, которую при желании можно развернуть в целую книгу. Но меня интересовала взаимосвязь базовых формулировок, дающая цельную картинку. Сколь долго она будет актуальной -- судить не мне. Есть такой "закон ста обезьян": прежде чем стать реальным достоянием коллективного сознания, та или иная идея должна быть усвоена определенным количеством личностей. Так вот, уровень моделирования -- задача обезьян примерно с девяносто первой по сотую. Я бы определила свой порядковый номер где-то между девяносто пятью - девяносто восемью.

-- Значит ли это, что поэтесса и мыслитель Нина Ягодинцева окончательно станет ученым-исследователем, и мы нескоро увидим новые поэтические сборники?

-- Книга о моделировании образного мышления -- первая из трех задуманных. Это философский уровень, настройка сознания. Вторая, которую сейчас пишу, -- о практике точного соответствия реальности и ее знака - слова. Третья книга, материалы для которой уже практически собраны, -- правила психологической безопасности творческой работы. Целостно "Поэтика" будет включать в себя настройку сознания, его реализацию при помощи слова и охранительные принципы сознания. А творческая, интутивная работа идет впереди анализа. После "Теченья донных трав" я уже написала целый цикл новых стихов, они появляются в периодике. В июне в зале краеведения Универсальной областной научно библиотеки открылась очередная фотовыставка "Невесомое" -- все идет своим чередом.

Беседовала Римма ГАЛИМХАНОВА