| |
НИНА ЯГОДИНЦЕВА:
"ЧЕЛОВЕК -- ЯВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА"
Творчество всегда считалось тайной тайн, вдохновение -- высшим даром, и заглядывать
в творческую "кухню" решались немногие. Необычное исследо-вание провела челябинская
поэтесса Нина Ягодинцева. Руководя литературными студиями (а их с 1995 года
было четыре: "Созвучие", "Апельсин" и "Литературная мастерская"
в Челябинске и "Амариллис" в Златоусте ), она анализировала закономерности развития
творческого сознания и пришла к сенсационным выводам относительно природы творчества.
Результатом ее исследований стал курс лекций "Поэтика. Модели образного мышления."
Сейчас эта книга готовится к печати.
-- Нина Александровна, что же такое "Поэтика" -- научное исследование или
пособие для начинающих литераторов?
-- Ни то, ни другое. Все знают, что такое моделирование. Для
него нужны набор деталей и знание о порядке их соединения. Берем, например, кубики и строим
из них домик. Это статическая модель. Или берем протон, разгоняем его в синхрофазотроне
-- это динамическая модель. "Поэтика" -- динамическая модель творческого развития.
-- Каждый человек -- тайна, индивидуальность, тем более -- поэт...
-- Я моделирую не человека, а те жизнеобразующие процессы, на
основе которых развивается любая индивидуальность. Можно сказать, что "Поэтика"
-- универсальная карта внутреннего мира человека. Любая карта -- это не сама местность,
а ее условное обозначение: гора, река, болото... Можно отправляться в путь и без карты,
но с ней быстрее и безопаснее.
-- Какое отношение все это имеет к поэзии?
-- Самое прямое! И не только к поэзии -- к творчеству вообще.
Космическая, духовная природа человека проявляется именно в творчестве. Изучая проблемы
творческого развития на практике, я обратила внимание на определенные закономерности,
проанализировала из и сопоставила с данными современной науки. Получилась интересная картина.
Мы привыкли говорить, что человек -- это общественное животное, то есть дитя природы,
воспитанное обществом. Низкие инстинкты мы можем назвать животными -- всем знакомо выражение
"человек человеку волк". На уровне социального инстинкта это уже "друг,
товарищ и брат". "Поэтика" предлагает рассмотреть мотивацию "человек
человеку Космос".
-- Как же выглядит модель нашего внутреннего Космоса?
-- "Поэтика" дает принципиальные пространственные ориентиры.
Это информация, во-первых, о цикличности развития -- в том числе и о том, как и почему
включается механизм агрессии и программа самоуничтожения, где и почему возникает зона
безобразия. Во-вторых, о качественных переходах между реальным и идеальным полюсами психофизики.
И в третьих, о прямой взаимозависимости высокого и низкого в человеке. Такая информация
не ограничивает, а стимулирует того, кто в развитии заинтересован. "Поэтика"
может быть интересной всем, кто пытается разобраться в себе и выстроить жизнь сообразно
л и ч н о м у о щ у щ е н и ю
и д е а л ь н о г о, которое одно является
ценностью индивидуального существования человека.
-- Нравственно ли вторгаться в Микрокосм человека со своими мерками и стандартами?
-- Скорее, безнравственно современное положение вещей. Все футурологи
говорят о кризисе и грядущем крахе цивилизации. Резерв можно отыскать только в самом человеке.
Эти поиски ведутся во многих направлениях, но чаще всего истина приватизируется и рождается
очередная секта. Те же, кто не склонен к такой приватизации, подвергаются "тащению
и непущанию". В "Поэтике" стандартов нет. Моделировать -- это значит выстраивать
наиболее вероятные связи. Моделирование ни к чему не обязывает, оно п р о в о ц и р у е т
к осмыслению. Человек остается свободным в своем выборе и это нравственно. Возьмите карту
-- она не предписывает направление и порядок движения, она предлагает стабильные ориентиры.
Погода в пути может быть любой, попутчики самые невероятные, но гора останется горой,
река -- рекой (в крайнем случае, река может разлиться или пересохнуть), а болото в одночасье
не превратится в цветущий сад.
-- Но ориентиры для карты должны быть общепринятыми!
-- Безусловно. Поэтому я взяла за основу цельное знание о мире,
которое сохранилось как функциональная основа искусства (семь нот, основные цвета, и пр.).
В соединении с данными современной психологии, философии и физики получилась цельная картинка.
Кроме того, созвучными оказались положения в статьях С. Есенина, К. Кедрова,
за информацией я обращалась и к первоисточникам: Веданте, Библии, Корану. У меня была
возможность проверить все на практике в преподавании такого неуловимого предмета, как
стихотворчество. Идеи "Поэтики" во многом созвучны идеям русского космизма,
трудам К. Циолковского, В. Вернадского. В нашей культуре есть уникальный пример
моделирования истории -- очень неоднозначно принимаемые учеными: исследования А. Фоменко.
Сама методика математического моделирования гуманитарной сферы показалась мне очень интересной.
-- Как возникла идея написания подобной книги?
-- Книга задумывалась как учебник для начинающих авторов. Но
не тут-то было! Творческая работа всегда идет по одному из двух сценариев: самовыражение
(=по данному поводу я думаю вот так), либо диалог с материалом. Пер-вый связан с волевым
усилием по отношению к материалу (=я творец, ты -- материал, так что будь любезен). Но
материал, подчиняясь, мстит, попросту "продает": сквозь текст вдруг проступает
то, что ты никогда выражать и не собирался, и даже более того -- скрывал. Второй сценарий
требует доверия и уважения к материалу как к собеседнику, соотнесения с ним по статусу
и потенциалу общения: если это язык, веками складывающийся в гармоничную реальность, то
ты -- ученик, максимум -- прилежный. "Поэтика" была написана в режиме диалога.
Мое наивное желание зафиксировать некий неуловимый опыт в целом успешного преподавания
этого предмета вдруг стало складываться в исследование природы творчества.
-- Насколько востребованной будет "Поэтика"?
-- Искусство воспринимается людьми двояко. Для одних оно является
убежищем -- такие люди в исследованиях не заинтересованы, они скорее пользуются результатами
чужих поисков, сохраняют их, изучают, обустраивают. Посмотрите, например, сколько в России
пушкиноведов. И это благо. А для других творчество -- путь, в котором никто не может гарантировать
не только непременных открытий, а часто и самой жизни. Они идут вперед на свой страх и
риск. Им-то я и предлагаю принципиальную карту местности.
-- То есть "узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа..."
-- Не так уж и узок, не настолько далеки -- посмотрите, как много
молодежи занимается творчеством, какое множество творческих кружков, объединений, вузов!
Это все -- потенциал развития нации. В обыденности мы воспринимаем очень узкий спектр
жизни -- только то, что необходимо для выживания вида. Это можно назвать плоскостью, горизонталью
существования. По горизонтали развитие имеет предел: мы уже вошли в гибельный конфликт
со своей материнской оболочкой - Природой. Выход один: увеличивать спектр восприятия жизни,
то есть равиваться в глубину (=высоту). Творческое мышление вертикально и задействует
всю глубину психофизики: от пронзительного ощущения истины до реализации ее в том или
ином произведении. Неплохая возможность выйти из тупика прагматизма. Причем строем из
этого тупика выйти нельзя -- только посредством личного, индивидуального развития.
-- Какие выводы "Поэтики" Вы считаете наиболее важными?
-- Во-первых то, что процессы со-знания, со-бытия, со-творения
и со-вести являются обоюдными -- то есть взаимосвязанно происходят как вовне, так и внутри
человека. Есть такой тезис у психологов: "Мир -- это наше зеркало". Но и мы
тоже зеркальца -- может быть, карманные, туманные, со щербинками, трещинками -- и все-таки
зеркальца. Во-вторых, обыденное сознание не нуждается в глубоком отражении, оно ограничено
необходимостью сиюминутного выживания, а целостное сознание стремится отразить реальность
как можно глубже, во всем взаимодействии тонких связей, так обеспечивается длительное
выживание и устойчивое развитие. Поэт сохраняет и восстанавливает цельность сознания,
такова его важнейшая общественная задача. В-третьих, изучение циклов --космического, природного,
социального, индивидуального, которым подчинено наше существование, -- может сделать жизнь
менее катастрофичной. В-четвертых, универсальная внутренняя структура личности определяет
последовательность реализации идей. Эта логика существует вне зависимости от наших знаний
о ней. Но лучше бы знать, где стелить соломку... Стремление к знаниям -- это трансформация
базового инстинкта выживания на более высоких уровнях сознания.
-- Как Вам удалось совместить иррациональную логику поэзии и рациональную логику научного
изложения?
-- Стихи строятся целиком на интуиции, когда ты не знаешь, но
чувствуешь, не понимаешь, но принимаешь. Работая над "Поэтикой", я поняла очень
многое в окружающем мире и получила колоссальное удовольствие от этого. Один из главных
критериев успеха -- внутреннее ощущение: в полную ли силу ты работаешь. Я работала на
пределе возможностей и были великолепные моменты, когда этот предел ощутимо отодвигался.
Конечно, чтение "Поэтики" требует определенных интеллектуальных усилий: каждый
абзац -- это отдельная формула, которую при желании можно развернуть в целую книгу. Но
меня интересовала взаимосвязь базовых формулировок, дающая цельную картинку. Сколь долго
она будет актуальной -- судить не мне. Есть такой "закон ста обезьян": прежде
чем стать реальным достоянием коллективного сознания, та или иная идея должна быть усвоена
определенным количеством личностей. Так вот, уровень моделирования -- задача обезьян примерно
с девяносто первой по сотую. Я бы определила свой порядковый номер где-то между девяносто
пятью - девяносто восемью.
-- Значит ли это, что поэтесса и мыслитель Нина Ягодинцева окончательно станет ученым-исследователем,
и мы нескоро увидим новые поэтические сборники?
-- Книга о моделировании образного мышления -- первая из трех
задуманных. Это философский уровень, настройка сознания. Вторая, которую сейчас пишу,
-- о практике точного соответствия реальности и ее знака - слова. Третья книга, материалы
для которой уже практически собраны, -- правила психологической безопасности творческой
работы. Целостно "Поэтика" будет включать в себя настройку сознания, его реализацию
при помощи слова и охранительные принципы сознания. А творческая, интутивная работа идет
впереди анализа. После "Теченья донных трав" я уже написала целый цикл новых
стихов, они появляются в периодике. В июне в зале краеведения Универсальной областной
научно библиотеки открылась очередная фотовыставка "Невесомое" -- все идет своим
чередом.
Беседовала Римма ГАЛИМХАНОВА
|