Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

 

Литература

КНИГА ШЕСТИДЕСЯТНИКА

"Опыты в стихах и прозе" -- новая книга челябинского поэта и писателя Кирилла Шишова. Идейно и тематически она продолжает предыдущую -- "Варламовские тетради". Большинство "опытов" также написаны в селе Варламово, творческой усадьбе автора.

По сути, новая книга - это литературная смесь, состоящая из разноплановых произведений. Поэтому только личность автора объединяет их в одно целое, иначе, например, "Сонеты дочери" не могли бы находится в одной книге с циклом стихотворений, посвященных Беслану, а "Баллада о холодильнике" -- с портретной зарисовкой Л. Брежнева. О чем остальные произведения? Это и размышления о судьбе отечества, и попытки осмыслить его историю, и строки восторга перед малой родиной, а также тексты с весомой долей автобиографического.

Но все же главное место занимает гражданская тема. И это неспроста: поэт причисляет себя к поколению шестидесятников, поэтому относится к жизни с позиции, основанной на идеалах вольно- и правдолюбия. В тех случаях, когда идеалы эти сталкиваются с несоответствующей им действительностью, происходит конфликт. И автор конфликт этот не скрывает -- выкладывает все начистоту. Неутешительными оказываются эти "выкладки":

   "Будучи нелогичной, природа Человека так сложна и враждебна Природе и Духу, что ее невозможно понять -- лишь эмпирически обобщить... А призывы и проповеди бесполезны..."

В отличие от предыдущих книг заметно повысилась политизированность автора. Иногда это играет с ним злую шутку. Например, когда он включает в книгу предваренную своим размышлением дискуссию исследователей и политиков, посвященную итогам выборов в Госдуму-2003. Эта тема потеряла актуальность больше года назад, поэтому попытка выйти через нее на глобальное обобщение оказывается скованной хронологически.

Остальные произведения гражданской направленности имеют в основном обличительный характер: "достается" молодому поколению, властям, жажде наживы, и другим отрицательным, по мнению автора, персонажам и явлениям современности. Однако обличение остается только на уровне констатации факта. Возможно, такой подход продиктован тем, что Кирилл Алексеевич считает будущее поколение уже обреченным, а поэтому и обреченными все попытки что-либо изменить:

   "Может быть, этому поколению все-таки повезет в виде исключения?" -- спросил я Господа Бога, который явственно парил надо мною в мареве городских промвыбросов, оставляя во рту привкус цинка и аминокислоты...
   Бог, как всегда, молчал┘"

Активная работа над этическими вопросами не могла не сказаться на эстетической стороне творчества. Так, прямолинейность, характерная для гражданской поэзии, иногда проявлена в тех "опытах", которые нуждаются в выражении прекрасного посредством зримых пластичных образов. Когда автор находит в себе силы отвлечься от политики и "злобы дня" это выражение ему вполне удается:

Купа сосен на фоне деревни,
Как из леса идешь по тропе, --
Как с гравюры -- потусклой и древней,
Лаконичной в своей простоте...

Рядом -- череп во все наготе,
Побелевший, с рогами -- как кремни,
Возле омута -- облик царевны,
Деревенской, в нетканом холсте...

В роднике -- ключевая водица,
Рядом -- мокрый гранитный валун.
Мне с него так удобно напиться,
Вспомнив рокот языческих рун...

Владимир ГУЛЯЩИХ

Опубликовано в газете "Южноуральская панорама"
N 138, 3 августа 2005 г.

 

[an error occurred while processing this directive]