 | |

ЩУКА
ПОД МАЙОНЕЗОМ, или ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ АКТЕРОМ
В конце января все-таки удалось выловить Олега Соколова, приехавшего в родной
город на пару недель. О, это действительно экстраординарная личность! Сейчас
Олег живет в Москве и учится в Щукинском училище на втором курсе. Театральная
среда и все, что с нею связанно -- тема нашего разговора.
М.:
Олег, здравствуй! Как отдыхаешь в Челябинске?
О.: Очень хорошо, я каждый день сплю по 13 часов и вижу очень красивые
красочные сны.
М.:
Если бы ты учился здесь, то у тебя было бы больше времени для сна. А почему ты
выбрал именно Москву для поступления, а не, к примеру, Питер, Екатеринбург?
О.: Так получилось. Дело в том, что в Москве очень сильная театральная
школа. Это не значит, что в Питере или в Екатеринбурге более слабая, нет, там
другие школы, они различаются системами преподавания, составом педагогов. Москва
просто очень большой город, а мне нравятся мегаполисы.
М.:
На твой взгляд, в чем наибольшая разница между москвичами и челябинцами?
О.: Ты знаешь... В Москве очень много челябинских людей, большая челябинская
община, я бы сказал даже не община, а большая челябинская... даже не тусовка,
и даже не диаспора, а прямо религия какая-то, поклонение Челябинску. Люди встречаются,
достают откуда-то челябинское пиво. Но самое главное, челябинские люди отличаются
лицом. Я смотрю на лицо человека и понимаю, он из Челябинска, потому как, видимо,
в Челябинске сложились такие обстоятельства (экологические, культурные, социологические),
что люди стали меняться. Форма лица человека медленно расширяется, утолщается,
вытягивается и... Да, безусловно, челябинцы это новая раса.
(Олегу свойственно фантазировать, разыгрывать -- это всегда некий актерский
тренинг: говорить порой абсурдные вещи убедительно. Вот только, чтобы уловить
это необходимо его присутствие, все распространяющееся обаяние, а в письменной
речи предыдущее предложение звучит по меньшей степени странно... -- От ред.)
М.:
А что представляет собой учеба в Щукинском училище?
О.: Училище -- это абсолютно другой мир, даже не как Internet, потому
что Internet очень рационален, т.е. воздействует только на интеллект человека,
а тут воздействие на всего тебя. Начинаешь ощущать эту виртуальную реальность
всеми рецепторами твоих окончаний.

М.:
Интересно узнать, сколько ты времени проводишь в нем?
О.: С 9:30 до 00:30 и так почти каждый день.
М.:
Чем можно заниматься так долго?
О.: Вообще, ты приходишь утром и чувствуешь, что не выспался, и первую
половину дня ты пытаешься бороться с этим чувством недосыпания. Вторую половину
дня ты начинаешь понимать, что что-то делаешь, но и на самом деле ты что-то делаешь.
Уже ближе к полуночи, ты начинаешь творить в высоком смысле слова. Тут начинается
искусство великих актеров. Вот она, цитадель...
( И опять "шутка", как говорил герой одного из фильмов. -- Ред.)
М.:
Может быть сразу ко второй половине дня приходить?
О. (смеется): Да, это точно!
М.:
А великие актеры, это кто? Студенты?
О.: Нет, просто очень много их приходит. Я не могу называть фамилии,
но их очень много, потому, что они скучают по училищу, люди, которые его закончили.
Допустим, Леонид Смехов приехал из Америки, всех педагогов обошел, со всеми поздоровался,
всех поцеловал. И, вообще, студенты очень часто возвращаются в училище, как в
покинутый дом...
М.:
Досдать что-нибудь, диплом получить...
О. (смеется): Как блудные дети к отцу. "Возвращение блудного
сына" -- это любимая картина всех щукинцев, а Рембрандт -- любимый художник.
М.:
Ты, конечно же, видел в училище многих титулованных артистов, какая встреча больше
всего тебе запомнилась?
О.: Ну дело в том, когда первый раз видишь живого Ширвинда, то, конечно,
хватает маленький испуг, потому что, как это я, из Челябинска, а вот рядом живой
Ширвинд, вот он проходит, пыхтит своей трубкой, садится в джип и едет. Это, конечно,
что-то, а потом ты просто привыкаешь к этому. Алла Борисовна приезжала буквально
недели четыре назад. Зачем она приезжала, никто не знает. В училище часто появляются
такие люди и не понимаешь, зачем они прибывают, что они здесь делают. Еще один
пример -- Шахрин встретился в коридоре. Но больше всего мне запомнилась встреча
с Яном Арлазоровым. Было это в прошлом году, мы с ним вместе были в одной гримерке
на вечере у Потанина для каких-то детей. И вот Ян там выступал, и я выступал (то
есть я что-то там делал, уже не помню что), и вот мы сидим с Яном, он говорит:
"У меня еще двадцать минут есть". Мы разговорились, он расспросил меня:
кто я и откуда, сказал о вещах, которые запомнились, а позже -- помогли выжить
в сложных ситуациях, выстоять внутренне.
М.:
Расскажи, пожалуйста, в каком фильме ты снимался и каковы твои впечатления от
съемок?
О.: Были "Простые истины", был фильм "Ковчег" (режиссер
Кузин). Этот фильм сейчас монтируется и выйдет где-то весной. Там я играл роль
мальчика на велосипеде, его звали Мишель. Это не роль второго плана и не эпизодическая
роль, просто я на протяжении всего фильма качу на велосипеде за главной героиней,
потом с ней вместе еду по набережной Москвы, в общем, фильм выйдет и, думаю, вы
сами все увидите. А во время съемок у меня было ощущение безудержного гомерического
хохота.
М.:
Именно хохота, смеха?
(По нашим сведениям однажды на съемках Олег должен был резко затормозить.
Вот только в тот день реквизит выдали неисправный и тормозом послужила нога, разбитая
в кровь. -- Ред.)
О.: Да... Вообще, для Москвы характерен смех. Люди идут по улице и смеются,
что-то делают и смеются, и, более того, оказывается смех -- следующая ступень
эволюции человека. Смех отличает нас от людей XX века. Мы с тобой одной
крови, ты и я, мы люди XXI века, и смех отличает нас от людей того века.
М.:
Какие твои планы на будущее, что ты собираешься делать после окончания училища?
О.: Это очень сложный вопрос, потому что никто не знает. Я прихожу в
училище и не знаю, что день грядущий мне готовит. Наверное, не стоит торопиться:
для меня сейчас важно учится в этом училище, придет время окончания и все, что
связано с этими обстоятельствами, -- для актера важно жить в предлагаемых обстоятельствах.
М.:
Спасибо большое, Олег, что уделил столько времени вне своего сна и ответил на
несколько вопросов. Если можно, то самый последний: "Насколько серьезно ты
отвечал?"
О.: Отвечал? Абсолютно серьезно! :))
М . Л у ч
На фото вверху: Олег Соколов в редакции "Глобуса",
далее -- "Лето, Знаменка '2000-2001": По улице Советской, На финише
и Джан на плечах, или Сокурсники.
|