Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Фестивали

На главную страницу фестиваля 
VII Международный
театральный фестиваль
"Камерата-Транзит '2003"

СЛИШКОМ МНОГО

Екатеринбургский театр юного зрителя
А.П.Чехов. Каштанка
Автор сценической версии и режиссер Вячеслав Кокорин
Художник Анатолий Шубин
В ролях: Наталья Кузнецова, Андрей Жжонов, Владимир Дворман и др.

"Наш дом", Озерск
Г.Пинтер. Страна без людей.
Режиссер-постановщик Николай Николенко
Художник-постановщик Маргарита Колмогорцева
В ролях: В. Лясецкий, Н. Скрябин и др.

Четвертый день фестиваля был бурным -- спектакли прошли на четырех сценических площадках и большая их часть в одно и то же время. Пришлось выбирать: "Долгое счастливое Рождество" (театр "Манекен"), как местный спектакль, был обречен на игнорирование, оставшиеся -- "Каштанка" екатеринбургского ТЮЗа, "Страна без людей" ("Наш дом", Озерск) и "Прекрасное воскресенье для пикника (драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск) -- были распределены между нашими корреспондентами и требуют хотя бы краткого рассмотрения. Что ж, по порядку.

Сцена из спектакляСцена из спектакля

Раньше всех собрались дети. Около сотни юных зрителей худо-бедно поделили места с жюри и гостями фестиваля на малой сцене челябинского драматического, заняв часть сцены. Актеры подстроились под уменьшившееся пространство скоро и без напряжения.

В "Каштанке" много движения, но не суеты. Проникновенные авторские интонации из уст рассказчиков напряженно повисали в притихшем зале. Грусть и радость попеременно сменяли друг друга. Череда событий прервалась чеховским "хэппи-эндом" -- потерявшаяся Каштанка возвращается к своему нерадивому хозяину -- на Руси всегда тянуло к пьяненьким, но своим, которых с легкостью готовы оправдать и пожалеть...

Трогательная интерпретация чеховского рассказа - это ряд превосходно исполненных актерских работ (гусь Иван Иванович -- актер Владимир Дворман, свинья Хавронья Ивановна -- Мария Бурова и, конечно же, Каштанка -- Наталья Кузнецова). То, что постановку предложили номинировать на "Золотую маску", как спектакль малой формы, одно из подтверждений творческой удачи театра из Екатеринбурга.

Детский спектакль имеет свои "законы жанра", но любой спектакль и любой жанр требует режиссуры -- ясного прочтения авторского текста и воплощения режиссерской идеи в актерском существования на сцене.

Сцена из спектакляПеренесемся теперь в Камерный театр, где часом позже играли "Страну без людей". "Странное действие происходит в северо-западном районе Лондона в августе 1975 г." (здесь и далее цитаты из "программных документов", выпущенных к спектаклю, -- без них не обойтись -- в спектакле можно увидеть процесс, но, к сожалению, не идею)...

Четверо действующих лиц попеременно то проявляют незаурядное красноречие (браво Скунер!), то становятся без видимых причин агрессивными (кроме Скунера!), много пьют (очень много, в особенности Скунер, но и его оппонент по творческому цеху Херст, оба - "мужчины за 60"), периодически их посещают видения, а иногда они оказываются друзьями или коллегами, впрочем, не надолго. Отгадывать, чем закончится эта "комедия" (?!) бессмысленно -- ничем, как ничем она и началась. Браво, Гарольд Пинтер!

Сцена из спектакляТак что идею драматурга можно почерпнуть лишь из строк неизвестного автора аннотации: "Страна без людей" -- это по существу остроумные размышления о том, может ли писатель, художник что-нибудь изменить в мире. Готов ли он к самопожертвованию во имя творчества, хочет ли променять элитарное затворничество на полную случайностей и невзгод активную жизнь".

Вот такая смесь из обаятельной игры В. Лясецкого и Н. Скрябина и невнятно сказанного "чего-то" режиссером-постановщиком.

О последнем спектакле того вечера отдельная заметка.

D-man