СЕРО-КОРИЧНЕВОЕ
Ностальгия, желание поделиться творческими достижениями тянет художников на
родную землю, на малую родину.
В сентябре Челябинск посетил Борис Казаков -- уроженец уральской земли, а ныне
преподаватель одного их художественных вузов Санкт-Петербурга.
Экспозиция его работ в выставочном зале Союза художников на ул. Цвиллинга
вместила картины самого Казакова, а также учебные рисунки его учеников.
Все художественные произведения этой выставки можно условно разделить на три
части.
Во-первых, это выполненные пастелью картины, герои которых голубоглазые девушки,
женщины, дети с волосами золотистых оттенков, пухлыми губами и идеальными формами
тела. Интриги, внутренней драмы или действия -- нет.
Вторую категорию картин назовем "Ностальгия". Прежде всего, это серии
картин смешанной техники исполнения: "В горах", "Пейзажи Южного
Урала". Художник изображает деревья, стога сена, маленькие деревенские домики,
названия говорят сами за себя: "Цветут болота", "Каменные "лбы"
в лесу", "В летнюю пору на Чатковском хребте", "Последний
снег". Редкие штрихи и подбор цвета создают впечатление зыбкости, неясности
и тоски.
Вверху:
Б.Казаков. Мы с сыном. 1984. Пастель
Справа: Б.Казаков. Саша. 1984. Пастель
Но есть "Ностальгия" и фантазийная. Мир мечты автора. На некоторых
картинах, принадлежащих этой условной группе, присутствует автопортрет Бориса
Казакова. То он с девушкой, на плечах которой лисий воротник, то сам в меховых
дохе и шапке. И обязательно на этих произведениях деревенские домики или хотя
бы бревенчатая стена. Приходит в голову детская песенка: "Маленький домик,
русская печка, стол деревянный, лавка и свечка┘". Может быть, Борис Казаков
тоже иногда восклицает: "Ах, если бы сбылась моя мечта! (о деревенской жизни)".
Третья категория произведений -- учебные рисунки учеников Казакова. Головы,
экарше, натурщики. Они могут быть интересны не только тем, кто оттачивает свое
мастерство изображения человека.
Внимание привлек пастельный рисунок "Мы с сыном". В нем прорисованы
глаза и руки мужчины и ребенка, а все остальное пространство будто исчеркано цветными
карандашами, как это бывает в детских альбомах. Из разноцветных штрихов складываются
детали одежды, очертания лиц. Рисунок отличается от всех представленных произведений
непосредственностью и живостью.
...Показалось, что выставке не присущи разнообразие и оригинальность идей.
Впечатления остались "серо-коричневые" -- под цвет большинству картин
Бориса Казакова.
Яна Микк
|