Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

СЕРО-КОРИЧНЕВОЕ

Ностальгия, желание поделиться творческими достижениями тянет художников на родную землю, на малую родину.

В сентябре Челябинск посетил Борис Казаков -- уроженец уральской земли, а ныне преподаватель одного их художественных вузов Санкт-Петербурга.

Экспозиция его работ в выставочном зале Союза художников на ул. Цвиллинга вместила картины самого Казакова, а также учебные рисунки его учеников.

Все художественные произведения этой выставки можно условно разделить на три части.

Во-первых, это выполненные пастелью картины, герои которых голубоглазые девушки, женщины, дети с волосами золотистых оттенков, пухлыми губами и идеальными формами тела. Интриги, внутренней драмы или действия -- нет.

Вторую категорию картин назовем "Ностальгия". Прежде всего, это серии картин смешанной техники исполнения: "В горах", "Пейзажи Южного Урала". Художник изображает деревья, стога сена, маленькие деревенские домики, названия говорят сами за себя: "Цветут болота", "Каменные "лбы" в лесу", "В летнюю пору на Чатковском хребте", "Последний снег". Редкие штрихи и подбор цвета создают впечатление зыбкости, неясности и тоски.

Вверху: Б.Казаков. Мы с сыном. 1984. Пастель
Справа: Б.Казаков. Саша. 1984. Пастель

Но есть "Ностальгия" и фантазийная. Мир мечты автора. На некоторых картинах, принадлежащих этой условной группе, присутствует автопортрет Бориса Казакова. То он с девушкой, на плечах которой лисий воротник, то сам в меховых дохе и шапке. И обязательно на этих произведениях деревенские домики или хотя бы бревенчатая стена. Приходит в голову детская песенка: "Маленький домик, русская печка, стол деревянный, лавка и свечка┘". Может быть, Борис Казаков тоже иногда восклицает: "Ах, если бы сбылась моя мечта! (о деревенской жизни)".

Третья категория произведений -- учебные рисунки учеников Казакова. Головы, экарше, натурщики. Они могут быть интересны не только тем, кто оттачивает свое мастерство изображения человека.

Внимание привлек пастельный рисунок "Мы с сыном". В нем прорисованы глаза и руки мужчины и ребенка, а все остальное пространство будто исчеркано цветными карандашами, как это бывает в детских альбомах. Из разноцветных штрихов складываются детали одежды, очертания лиц. Рисунок отличается от всех представленных произведений непосредственностью и живостью.

...Показалось, что выставке не присущи разнообразие и оригинальность идей. Впечатления остались "серо-коричневые" -- под цвет большинству картин Бориса Казакова.

Яна Микк