Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Внутренний Китай Елены Щетинкиной "Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду". В Китае утверждают, что "истинное бытие вещи открывается в "следе" или "аромате", которые она отдает другим вещам". Должно быть, след этот будет тем ярче, чем острее способен чувствовать вступающий с предметом в отношения собеседник.

Художественный проект Елены Щетинкиной "Ладонью не заслонишь небо" стал оригинальным откликом на впечатления, полученные от произведений искусства, философии, литературы Китая. Эстетическое любование предметами китайской культуры послужило художнице импульсом к творческой интерпретации увиденного и прочитанного; постижение "истинного бытия вещей" привело к возникновению новой метафорической реальности, тонко сохраняющей своеобразную интонацию подлинника.

Создавая свой образ Китая, Е. Щетинкина не прибегает к традиционной манере и сюжетам китайской живописи и пластики. Она творит свой мир образов, основываясь не на внешнем сходстве, но на поэтическом осмыслении, запечатлевая внутренний трепет и дыхание открывшейся ей иной действительности.

Постигая таинства культуры и философии Китая, Елена Щетинкина обозначает для себя круг тем -- художественных циклов (графических и скульптурных), наиболее ярко раскрывающих мироощущение жителей Поднебесной. Перед нами рождается картина мира, движущегося во времени, но неизменно сохраняющего необходимые для своего полноценного существования доминанты. Гармоничное единство мира, его символическое восприятие, созерцательность составляют основу произведений, объединенных в циклы: "Древнее лицо Китая", "Символы Древнего Китая", "Чайное житие", "Знаменитые китайские чаи", "Чудесный сад".

Цикл "В пустыне духа" не имеет прямой сюжетной связи с "китайскими" циклами. Но в составляющих его произведениях проявляется сущностное отношение Е. Щетинкиной к столь обожаемому ею материалу -- фарфору, неразрывно связанному с Китаем. Скульптурные работы этого цикла продолжают технологические достижения и творческие поиски китайских мастеров, утверждающих: "Фарфор должен быть "голубой", как небо после дождя; блестящий, как зеркало; тонкий, как бумага; звонкий, как гонг; гладкий и сияющий, как озеро в солнечный день".

От зарождения идеи до ее воплощения в фарфоре -- долгий путь, на всем протяжении которого художник преодолевает множество технологический этапов, оттого так важно суметь сохранить в воображении найденный образ. Елене Щетинкиной удается пройти этот путь, не упустив ни малейшего нюанса из задуманного, добиться полноты высказывания. Творческое упоение и свобода, с которой она воплощает свои идеи, завораживают.




Страстно желая посетить Китай, но не имея реальной возможности, Елена Александровна выстроила его внутри себя, следуя высказыванию китайского мудреца: "Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир"

Светлана ШЛЯПНИКОВА,
куратор выставки

Выставка открыта в Челябинской областной картинной галерее
с 20 ноября 2004 по 15 января 2005
Адрес: ул. Труда, 92 а,
ост. трамвая, автобуса "Оперный театр".
Часы работы: 10.00-17.00, выходной -- понедельник.

 

[an error occurred while processing this directive]