Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Александр ПУРИК

В конце 2001 года в Челябинской областной картинной галерее состоялась персональная выставка художника, на основе каталога к которой подготовлена данная публикация.

ПУРИК Александр Степанович
Художник-керамист

Родился 16 июля 1955 года в г. Инта (Коми).
С 1959 по 1972 жил в с. Чесма Челябинской области.
В 1977 г. закончил Челябинский политехнический институт, приборостроительный факультет, в 1980-1988 занимался в народной студии скульптуры и керамики ДК ЧТЗ (руководитель Валентина Егорова), посещал занятия рисунка и живописи Юрия Бунова.
1999-2001-- занятия живописью и рисунком в мастерской художника-монументалиста Владимира Мишина.
С 1990 г. руководитель студии "Керамика +" Дома детского творчества Калининского района Челябинска.

Александр Пурик -- керамист по призванию. Он принадлежит к числу художников -- "однолюбов", раз и навсегда избирающих для себя любимый материал самовыражения.

Его керамические импровизации интересны авторским умением проникнуться внутренней логикой природы самого материала, обнаружить в нем естественные пластические и декоративные свойства и сделать это очевидным для зрителя.

Глина, как известно, издавна обожествлялась человеком как "живородящая" стихия. Керамическое искусство по сути своей -- ритуал. На родине фарфора -- в Древнем Китае -- до сих пор принято считать, что секреты керамического обжига открыты людям Божественным Землепашцем, мифическим покровителем всех гончаром.
 

С тех пор каждый сосуд рассматривался как Знак, символ Мироздания... А гончарный процесс -- как таинство единения творца со своим творением в едином ритме вращения круга Созидания. Очевидно, что и для Александра Пурика главный интерес творчества представляют пластические метаморфозы обычной, на первый взгляд, гончарной формы, ее "станковизация", метафорическое переосмысление. Способность взглянуть обновленным взглядом на привычную, почти обыденную форму простого "горшка", "кувшина", "тарелки" позволяет этому художнику в лучших своих произведениях найти оригинальный образный ход, вызвать в нашем сознании необычную -- и тем более яркую -- ассоциацию (светильник "Тысяча и одна ночь", композиции из сосудов "Знаки", "Мировоззрение", "Узоры").

Так, метаморфозы керамического пласта почти на наших глазах рождают знакомый пушкинский профиль из раскручивающейся валюты морской раковины. Возникает небанальная метафора: поэт - как раковина, Орган Слуха и Орган Звука мира, самозвучащий инструмент Природы. А "раскрытый изнутри" сосуд, с цветными ликами, содержащимися в его пустоте, с протекающим сквозь него пространством -- это Лирика, пронизывающая все творчество художника, еще одна сторона его Души.

Е л е н а   Ш и п и ц ы н а