| |
Давно и верно было подмечено : помогать нужно талантам, а посредственности себе
дорогу сами пробьют. Для челябинского коллекционера Татьяны Джемс-Леви, известной в городе давнишней дружбой
с художниками, эта аксиома стала жизненным принципом. Из чего и родилась идея ее арт-проекта "Кто мы?
Куда идем?" Идея, которая воплотилась в цикле камерных экспозиций в "Галерее искусств", знакомящих челябинского
зрителя с именами художников, чье творчество стало заметной страницей в панораме культурной жизни сегодняшнего
Урала.
|
Среди экспонентов имена и хорошо известных мастеров, и молодых авторов. Объединяет их то, что, как
сказал бы любимейший бард, "все они таланты, все они Поэты": Валентин Качалов, Зайнулла Латфулин, Сергей
Черкашин, Виктория Питиримова, Любовь Серова.
Выставка Виктории Питиримовой -- вторая в этом цикле. И также как первая, "качаловская", она замечательна
яркой самобытностью авторской интонации, остро ощутимой индивидуальностью творческого почерка молодого
художника. Остроумного и наблюдательного, философически сдержанного и эмоционально отзывчивого, слегка
ироничного и бесконечно доброжелательного. В общем, талантливого человека, наделенного чуткой душой, живущего
в наше противоречивое время, а значит -- неоднозначно мыслящего.
|
Именно неоднозначность суждений, способность увидеть сложное в простом и рассказать просто о сложном
и есть, пожалуй, творческое кредо художника Виктории Питиримовой. Поэтому так подолгу удерживают зрителя
возле себя ее работы, предлагающие нам пристальней вглядеться в многослойность их смысла. В них привлекает
и, порой, завораживает слитность серьезности и иронии, шутки и глубокомыслия, умение вдумчивого художника
видеть необычное в привычном...
И передавать
эту способность нам, зрителям, не изощрившим свой глаз в подобной зоркости. И тогда, глядя на мир через
призму авторского видения, мы начинаем прозревать неожиданные связи вещей, казалось бы, полярных: одиночество
человека и безмолвие вещи, закрытость людей и эмоциональность зверей...
Взгляните на Викиных "дворняг" -- ведь это же мы с вами! То бегущие в порыве неуемной деловитости,
"задрав хвост" от сознания собственной значимости. То сиротливо тоскующие от одиночества и невостребованности,
повернувшись "спиной" ко всему миру... Или мечтательно "тянущие нос" к безмятежному небу в бесконечной
надежде -- "а вдруг все еще будет? И сразу отпадают все банальные вопросы: "Кто изображен? Насколько похоже?"
"Узнаваемость" здесь только на уровне "сродства" душевных состояний, совпадений или несовпадений эмоционально-эстетических
ощущений -- ваших и авторских.
Здесь художника более всего занимает не столько вопрос ЧТО изображать, сколько КАК изобра-зить. А
это, согласитесь, гораздо ближе к сути вещей, чем внешне узнаваемый облик.
Экспериментируя с темой, материалом, технологией, Виктория в состоянии любую житейскую "мимолетность"
облечь в изыски эстетической формы, обогащенной всем спектром внутренних ассоциаций, оригинальных художественных
образов. В поисках наиболее точного воплощения своего замысла, Вика совмещает бархатистость пастели со
звучностью цветной туши, выразительный силуэт линогравюры с ручной затиркой по трафарету, печать и аппликацию.
Главное -- создание образа, его рождение из "сора" творческой кухни. И тогда именинный пирог становится
центром "житийной иконы", важно восседая в кругу "клейм" - диафильмовских кадриков с мечтаемыми на долгожданный
день рождения подарками. А слон разрастается в Дом, с оконными проемами на "шкуре" и ногами - столбами
арок...
Повседневность с ее повторяющимися ситуациями становится эстетическим актом ТВОРЕНИЯ, если видеть
или постараться увидеть в ней символы былой гармонии. Попытаться создать образ утраченной Миром гармоничности
из разрозненных "случайных" впечатлений жизни, чтобы обнаружить за мелкостью "микро" величие "макро".
Попробуйте сами...
Е л е н а Ш и п и ц ы н а
|