ДВЕ ВЫСТАВКИ В ФЕВРАЛЕДеловой центр города. Фирмы, представительства, офисы. Все как в лучших домах — кондиционеры, зимний сад, и прочее. И вот среди прочего — в холле на пятом этаже бизнес-дома "Спиридонов" — не очень большая выставка. Художников. Называется "Новые имена". Здесь не только картины, есть и фрески, и коллажи. (Выставка открыта до 28 февраля). Впечатления: от "много краски на холсте, мазки грубые, небрежные, линии рисунка слишком уж четкие" до "ничего, кроме белого города и синего моря, по которому под легкий плеск весел скользит моя славная лодочка (Мопассан)". Названия иные пугающие, например, "Осенние утопленники" или "Мне все скучно" у Марины Кутявиной. И тем не менее подолгу стоишь почти у каждой работы, разбираясь, что в ней душе твоей созвучно. Комментарий искусствоведа и самого автора — такие работы могут украсить жизнь, ибо в них есть тайна. "Коты" под звездным небом — две почти мифические фигуры вечных священных неприкосновенных...
Сергей Фетисов — после четких линий на рисунках Кутявиной радуют глаз полутона, размытость красок и некая расплывчатость сюжета, его еще надо угадать. Цитата самого автора: в начале — робость и сухость, в конце — широта и пренебрежение деталями. "Двое под зонтом", "Серебряный блеск утренней Венеции". Напротив — более привычные нам пейзажи, автор Сергей Галактионов. "Прогулка" — дерево в осеннем цвету. "Красноярский край" — не бывала в этих местах, но верю, что разлившийся Енисей именно так и выглядит. На первый взгляд в этой картине только два цвета — голубой и зеленый. Пока присматриваешься, начинаешь вдыхать запах реки. Наталья Крылосова "Япония". Несколько иероглифов, ветка цветущего дерева и вдалеке парусник. Дина Евграфова "Сан-Франциско" — замок или обычный домик на берегу, живые глаза окон смотрят на воду. Анна Размышкина "Симфония" — на бело-голубом фоне как будто одушевленные фрагменты музыкальных инструментов, изгиб виолончели. А вот ее же "Всадник" — черная фигура на темно-синем фоне скачет не то по крышам, не то по чему-то абстрактному. Угнетает, но и притягивает.
Юрий Катаев. Памятник "На новый путь". 2002.
Портрет спящей девушки (из серии "Сентиментальное лето"). 2000. Еще под впечатлением описанной выставки на другой день спешу на следующую — фотографа Юрия Катаева — в Доме архитектора. Фотографические работы — почти живопись. "Техногенные ландшафты", если не ошибаюсь, это серия, а фотографии называются "Окрестности Копейска" и "Первые заморозки". Заброшенные железнодорожные пути, покосившиеся скамейки — эти фотографии ассоциируются с "Гением" Теодора Драйзера". Да, я — жизнь, неприкрытая, грязная — какая есть. А вот снимок "Уличная торговля" — полузабытая вывеска "Фирменный", старик с кошелкой, каких-то два ведра с непонятной снедью. И всего-навсего 10 лет назад, а не начало прошлого века. "На новый путь" — фотография поражает своей массивностью, человеческая фигура согнулась под тяжестью каменной глыбы. Снимок этот — почти аллегория, или для учебника — так делалась Октябрьская революция. Автопортрет (серия "Другая жизнь") — Юрий Русланович на этой фотографии погруженный в себя, и сегодняшний — на вернисаже — "юбилейный" это два совершенно разных человека. Как и сами фотографии. От тягостной неприглядной действительности к "Началу". Женщина грызёт яблоко, прислонившись к стволу дерева, мощному, с переплетеньем веток. И в этих переплетеньях можно усмотреть что-то аллегорическое. К "Воспоминаниям об Увильдах". К "Солнцу в городе" — в свет уходят колонны театра Оперы и балета, улица Пушкина, в свете бьет фонтан. Фотографам, художникам желают хорошего света? Пожелаем его и "новым именам", и признанному мастеру. Юрий Катаев. Воспоминания об Увильдах — 1 (серия). 1994. Выставка работает с 18 по 24 февраля в Доме архитектора (просп. Ленина, 41А), с 26 февраля по 12 марта — в галерее "Каменный пояс" (ул. Кирова, 165). Елена НОВИКОВА
|