Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Где куклы так похожи на людей...

Женщины XIX века... Какие они? Если на них длинные нарядные платья, вуали, думаешь, что они должны быть надменными, почти неприступными, волосы их тщательно уложены, взор, наверное, томный (это какой же?). А они стоят друг рядом с другом, задумавшись каждая о своем, но готовые и поговорить, удивиться, посплетничать. И глаза у них -- живые, грустные. У ног одной из них оранжевый лис, вся фигура его подобранная, какая-то хищная. Зачем этот лис примостился возле дамы в старинном платье? Рыжий синеглазый котенок уставился прямо перед собой, взгляд совершенно ошарашенный. Здесь же домовенок, небрежно одетый, хитренький, но с добрыми глазами.

Передо мной куклы. Когда ходила на выставку восковых фигур, ощущения реальности не было и в помине. Было ощущение жути, гнета. А здесь, в Доме архитектора, они все как живые. То ли куклы, то ли люди.

Куклы -- это почти мы, это наша жизнь, -- рассказывает одна из хозяек выставки Наталья Гусева. Мы в этой жизни бываем нарядными, торжественными, бываем печальными, иногда и ведем и ощущаем себя как дети. И когда нам не хватает добра, не хватает сил жить, мы возвращаемся в детство, в сказки с хорошим концом. Может быть поэтому на сегодняшней выставке кукол так много сказочного -- и дамы XIX века, и мышата, примостившиеся возле сытой ленивой кошки и слегка заигрывающие с ней, и королева леса в окружении своих пажей - эльфов, танцующих, с внимательными глазами.

Некоммерческое партнерство "Меценат" работает уже целый год, вот сделали такую выставку. На ней собраны работы талантливых людей из Челябинска, Москвы, Миасса. О где вы, меценаты, где вы? -- вспоминаются слова из песни Ольги Качановой. И таковые нашлись. Помните, как создавалась Третьяковская галерея? -- улыбается Наталья Петровна, -- может, и из нашей затеи выйдет что-нибудь такое же хорошее. Видите, сколько замечательных коллекций на нашей выставке.

За стеклом одного из стендов внимание привлекают небольшие футляры для ювелирных украшений. Они раскрыты, а лежат в них... лошади. Поднимаю глаза. Кони! -- летящие, гарцующие, с крыльями, из кожи, ткани, глины... И здесь же фотография художницы, автора работ -- конечно, верхом на лошади. Не удержу уходящего дня -- звездные кони торопят меня (это Марина Терскова).

А вот глядят на тебя два Арлекина, плачущий и коварный. А вот и крестьянин, сидит, подобрав под себя ноги, улыбка у него загадочная. В какой же книге сказок я видела подобные рисунки, откуда этот мужичок -- может, из Скандинавских стран? Великолепный пес, так бы и схватила на руки и стала трепать за ушами и без конца гладить -- наверное, именно такой была говорящая собака в сказочной пьесе Метерлинка "Синяя птица". Прибыли на выставку даже инопланетяне. Возле какой-то из фигур надпись по-английски "К вечеру поднимается ветер, и я начинаю бояться потерять тебя и боюсь своего страха". Тогда обратимся к эльфам, ведь они, как считают в мастерской "Натали" помогают вернуть душевное равновесие. Вернувшись в такое состояние, я не без сожаления уходила с этой выставки.

Елена НОВИКОВА