Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Арт-Екатеринбург, 16-18 апреля 2003

Трехдневные разговоры о перформансе. Центр современной культуры Уральского Государственного университета имени А. М. Горького (ЦСК) своими художественными и образовательными проектами качественно и количественно лидирует в contemporary art пространстве Екатеринбурга. Плодотворная деятельность этого не дающего скучать центра продолжилась курсом лекций "EX NIHILO: ПЕРФОРМАНС В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ" теоретика искусства, куратора, художника Константина Бохорова из Москвы (краткий конспект его лекций здесь). Эти лекции были не просто историческим экскурсом, но и личными впечатлениями рассказчика от встреч с представленными персоналиями перформанса и, что важно, самими произведениями.

На снимках,
предоставленных сотрудниками Центра
"рабочие моменты",
отдельные произведения.

Видео в режиме nonstop. Уже привычная для слуха художественно продвинутой молодежи фраза "ЦСК и студия "ВИДЕОДОМ (г. Москва) представляют..." на сей раз была продолжена: "...ретроспективным видеопоказом с Международного фестиваля сверхкороткого фильма "ExtraShortFilm" (г. Новосибирск) за 2000-2002 годы". За 60 минут 58 фильмов и три года работы видео-художников из России, Эстонии, Польши, Германии, Франции и Нидерландов. Надо сказать, что труд видеохудожников был достойно оценен екатеринбургской публикой: зал был переполнен, а в течение всего показа раздавались аплодисменты.

В трех остановках от ЦСК. В музее изобразительных искусств проходит выставка екатеринбургского художника Сергея Лаушкина (3-23 апреля). Признанный художник, плодотворно работающий в живописи, в последнее время увлекся экспериментами в области объектов и инсталляций. В июле прошлого года в уже упомянутом ЦСК Сергей представлял ряд объектов из прозрачной пленки и скотча. В этот раз он также использовал пленку, но, учитывая пространство музейного зала, выстроил две совершенно прозрачные инсталляции. В одной из них -- "Непорочном зачатии"-- в центре подвесил белоснежный квадратный плат --древний символ земли, дающей жизнь всему земному, в другой -- "Три раза войти в одну и ту же воду" -- материализовал воздух: плотно обтягивающая три пары столбов пленка морщинится, создавая эффект движения струй воды. Весьма интересны живописные ряды этой выставки: здесь и интерпретации поговорок, и впечатления от недавних поездок в Питер и Москву, прогулок по ночному Екатеринбургу. Лаушкин не иллюстрирует действительность, а скорее переживает ее в своих работах, предлагая то же самое своему зрителю: " На поверхности холста ничего не ищите -- все в восприятии интонации холста и все в интонациях вашего восприятия".

Светлана ЛИ

К о н с п е к т   л е к ц и й
Константин Бохоров: "EX NIHILO: ПЕРФОРМАНС В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ"

Перформанс (дословно): представление (от англ. performance).

Видовое направление в искусстве ХХ века, тесно связанное с танцем и театральным представлением. Перформанс имеет также сходство с хэппенингом, акционизмом и боди-артом. Перформанс обязан своим происхождением нью-йоркским хэппенингам конца 1950-х годов, когда художники, чтобы достичь непосредственного контакта с публикой, стали придумывать для своих произведений театральный контекст. По мысли идеолога хэппиенинга Алана Капроу, перформанс в конце 50-х также стал для художника чем-то вроде спасательного круга -- помогающего борьбе с коммерческим и историческим освоением открытий абстрактной живописи и различных модернистских достижений: его условием была незаданность пространства, непосредственность как общения со зрителем, так и действия как такового.

Потом появился собственно перформанс. В 1960-е годы он обычно представлял собой разыгранное перед аудиторией действие, в котором в качестве пластического элемента использовалось человеческое тело. В 1970-е годы под влиянием массовой культуры и искусства видео художники стали переносить перформансы из галерей в театры, клубы или городское пространство. В отличие от родственных течений искусства -- хэппенинга и акционизма -- перформанс -- именно представление. Акция -- это действие, направленное на достижение какой-либо цели. Перформанс может быть насыщен "второстепенными" деталями и нагружен скрытыми смыслами и неявными подтекстами. В этом смысле перформанс ближе к театральному представлению, чем собственно к акционизму. В отличие же от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специально приглашенные и подготовленные статисты.

В настоящее время границы между перформансом и другими видами театрализованных представлений, в галерее или любом другом месте, размыты, и все они определяются широким термином "искусство действия".