Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

СИНИЕ ВЕЛИКАНЫ

Есть легенда о синем коне, который ест только синюю траву на склонах синих-синих гор. Если найдешь этого коня, сможешь приблизиться к нему и потрогать шелковую голубоватую гриву -- познаешь исполнение желаний, счастье, любовь, гармонию. Это своеобразная вариация легенды о синей птице счастья. Вот только где эти великие синие горы, по серпантинам дорог которых скачет конь исполнения желаний? И почему мечта о гармонии ассоциируется с синим цветом?

Возможно, ответы на эти вопросы вы найдете, посетив выставку работ художника-философа Н. Рериха "Гималаи". Она проходит в выставочном зале Союза художников.

Здесь синий цвет царит. Он -- главный элемент всех небольших, одинаковых по формату картин. Ему "аккомпанируют" ярко-голубой, коричневый, нежно-бирюзовый, светло-желтый, розовый, серый, оранжевый.

Наравне с цветом, показывают сонную, торжественную мощь те самые великие горы, в облаках над которыми, вполне может быть, парит синяя птица счастья. Гималаи. Чтобы понять, почему художник посветил им огромную часть своего творчества, нужно узнать его мнение.

Представьте, что вам довелось побеседовать с этим человеком. Темные глаза смотрят на вас, и мерно покачивается в такт словам его прямоугольная седая борода: "Даже скудно и убого было бы пытаться сопоставить Гималаи с прочими лучшими нагорьями земного шара... Чего только не вместила в себе эта разнообразная красота. Тропические подходы и луга альпийские и, наконец, все неисчислимые ледники, насыщенные метеоритной пылью. Никто не скажет, что Гималаи -- это теснины, мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово однообразие. Поистине целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов гималайских. И будет забыта самая мрачная и скучная часть словаря".

Вот названия картин: "Серое небо", "Белый корабль" (это о заснеженной вершине), "Горные волны", "Зеленое небо", "Движение пятен", "Голубизна".

Мир гор Рериха -- это мир гигантов. В нем нет деталей.

В картине "Серое небо" можно увидеть, если напрячь воображение, темно-коричневое, ребристое плечо великана, который сдувает с него (с плеча) мыльную пену облаков.

В "Зеленом небе", если прищуриться, можно неожиданно узнать крыло бабочки-лимонницы. Контуры его -- очертания гор.

Вот снежная вершина похожая на порцию сливочного мороженого в чаше из синего стекла. Рядом, над светло-фиолетовым пиком, розовое облако -- клубок сахарной ваты. Немного детские аналогии, но "Гималаи" рождают не только подобные радужные, романтические сравнения.

В первый момент посещения выставки было ощущение присутствия на другой планете. На такой, например, которую описали братья Стругацкие в своей повести "Малыш". Ледяная пустыня, пустота и тишина. Немые горы, равнины снежного песка, лиловые туманы. И немного жутковатое чувство страха, который вроде бы не имеет объективных причин.

Вы наверняка испытаете что-то совсем другое, увидев произведения Н. Рериха. Чтобы проверить, отправляйтесь в галерею. Не упустите шанс задуматься о тайне, дать волю воображению или просто насладиться насыщенным синим цветом гармонии.

Я н а   М и к к