| |
СИНИЕ ВЕЛИКАНЫ
Есть легенда о синем коне, который ест только синюю траву на склонах синих-синих
гор. Если найдешь этого коня, сможешь приблизиться к нему и потрогать шелковую
голубоватую гриву -- познаешь исполнение желаний, счастье, любовь, гармонию. Это
своеобразная вариация легенды о синей птице счастья. Вот только где эти великие
синие горы, по серпантинам дорог которых скачет конь исполнения желаний? И почему
мечта о гармонии ассоциируется с синим цветом?
Возможно, ответы на эти вопросы вы найдете, посетив выставку работ художника-философа
Н. Рериха "Гималаи". Она проходит в выставочном зале Союза художников.
Здесь синий цвет царит. Он -- главный элемент всех небольших, одинаковых по
формату картин. Ему "аккомпанируют" ярко-голубой, коричневый, нежно-бирюзовый,
светло-желтый, розовый, серый, оранжевый.
Наравне с цветом, показывают сонную, торжественную мощь те самые великие горы,
в облаках над которыми, вполне может быть, парит синяя птица счастья. Гималаи.
Чтобы понять, почему художник посветил им огромную часть своего творчества, нужно
узнать его мнение.
Представьте, что вам довелось побеседовать с этим человеком. Темные глаза смотрят
на вас, и мерно покачивается в такт словам его прямоугольная седая борода: "Даже
скудно и убого было бы пытаться сопоставить Гималаи с прочими лучшими нагорьями
земного шара... Чего только не вместила в себе эта разнообразная красота. Тропические
подходы и луга альпийские и, наконец, все неисчислимые ледники, насыщенные метеоритной
пылью. Никто не скажет, что Гималаи -- это теснины, мрачные врата, никто не произнесет,
вспоминая о Гималаях, слово однообразие. Поистине целая часть людского словаря
будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов гималайских. И будет забыта
самая мрачная и скучная часть словаря".
Вот названия картин: "Серое небо", "Белый корабль" (это
о заснеженной вершине), "Горные волны", "Зеленое небо", "Движение
пятен", "Голубизна".
Мир гор Рериха -- это мир гигантов. В нем нет деталей.
В картине "Серое небо" можно увидеть, если напрячь воображение, темно-коричневое,
ребристое плечо великана, который сдувает с него (с плеча) мыльную пену облаков.
В "Зеленом небе", если прищуриться, можно неожиданно узнать крыло
бабочки-лимонницы. Контуры его -- очертания гор.
Вот снежная вершина похожая на порцию сливочного мороженого в чаше из синего
стекла. Рядом, над светло-фиолетовым пиком, розовое облако -- клубок сахарной
ваты. Немного детские аналогии, но "Гималаи" рождают не только подобные
радужные, романтические сравнения.
В первый момент посещения выставки было ощущение присутствия на другой планете.
На такой, например, которую описали братья Стругацкие в своей повести "Малыш".
Ледяная пустыня, пустота и тишина. Немые горы, равнины снежного песка, лиловые
туманы. И немного жутковатое чувство страха, который вроде бы не имеет объективных
причин.
Вы наверняка испытаете что-то совсем другое, увидев произведения Н. Рериха.
Чтобы проверить, отправляйтесь в галерею. Не упустите шанс задуматься о тайне,
дать волю воображению или просто насладиться насыщенным синим цветом гармонии.
Я н а М и к к
|