Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Медиа-страдания

Начало февраля выдалось оживленным: челябинские отцы и ценители contemporary art'а возбужденно вращались вокруг художника, демонстрировавшего свое имя и работы (что было превалирующим?), чуть севернее -- в Екатеринбурге -- публику накрыло как лавиной выставками, семинарами и другими событиями, так или иначе связанными с набирающим силу и популярность media art'ом.

Британский Совет открыл в Уральском музее молодежи свой Black Box Recorder / "Черный ящик" -- некое подобие того шара, закрепленного в хвосте самолет. Концепция концепцией, но что с удовлетворением отметил (впечатление N 1) -- малые затраты на проведение таких выставок: пару телевизоров и видеомагнитофонов всегда можно добыть. Этим хлопоты организаторов, практически, исчерпываются. Разве еще надо привезти кассеты с записями видеоработ художников туманного Альбиона. А дальше... Ходи, смотри, наслаждайся, Если, конечно, сможешь. Только не говори, что ты этого не понимаешь, -- звучит неумно. Media art -- явление, к существованию которого, по крайней мере, привыкаешь, он (оно?) полон (полно) идеями. Порой весьма оригинальными. Второе впечатление: эти идеи на вес золота, в частности, для создателей клипов, рекламных роликов и т.п. продукции. Они просто обязаны просматривать подобные материалы.

Рэчет Лоу. "65 х 65"Рэчет Лоу. "65 х 65"

Рэчет Лоу. "65 х 65"
"┘ повторяющийся сюжет с гоночной машиной. В то время как комментатор рассказывает о происходящем, рука художницы судорожно скользит по экрану, пытаясь прорисовать машину в движении..." -- как будто в своем старании успеть за происходящим мы обрисовываем только контуры...

Карл фон Вайлер. Drop ItКарл фон Вайлер. Drop It

Карл фон Вайлер. Drop It
На экране "... сам художник, держащий в руках медицинский мяч, в то время как голос из-за кадра периодически приказывает ему бросить его. Физическое напряжение художника с течением времени возрастает, пока он не выпускает мяч, который летит вверх(!), давая зрителю отгадку происходящего. Теперь становится понятным, что автор висит вниз головой, а камера перевернута".

Росс Синклер. "Studio Real Life TV"Росс Синклер. "Studio Real Life TV"
Пародия на любительское телевидение с его вещанием типа "сделай сам", которое так распространено в США. "...художник пытается спеть знаменитый гимн английских панков "Анархия в Великобритании", сопротивляясь заглушающему его ветру, стоя рядом с супермаркетом... От такого рода деталей возникает впечатление, что работа говорит об одиночестве и изолированности в мире, где наши эмоции часто проходят через фильтр искусственно созданной популярной культуры".

А 6 февраля на факультете искусствоведения и культурологии УрГУ состоялся семинар, который провела Андреа Цапп, сотрудница Гете-Института и Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (Германия). Формально то была презентация проекта "Update 2.0" (версию 1.0 не застал, каюсь), посвященного истории медийного искусства в Германии. Можно сказать, что проект представляет каталог произведений, созданных с 1997 по 2000 гг. для таких сред, как видео, CD-ROM и Интернет.

Андреа ЦаппНеформально Андреа, кстати, сама медиа-художник и известный критик, выступающая по всей Европе с лекциями (благо в Екатеринбурге есть не только британское консульство, что помогает заполучить подобных гостей), представила очень любопытную презентацию в первую очередь видеопроектов (хотя понятие "видео" применимо здесь весьма условно). Пересказывать их, пожалуй, бессмысленно, это надо видеть. Могу только сказать, что идеи были потрясающие с моей точки зрения, в особенности игры с тенями на гигантском экране в Роттердаме, дом, в котором вы могли бы полежать на кушетке с телеизображением, и душ с возможностью намылить спину несуществующему человеку. Господи, насколько изобретательны люди (для полноты картины, см. также Сергей Тетерин Ньюс, где рассказывается об очередном фестивале медиа-арта TRANSMEDIALE 02. Если этого мало, то загляните в Новости Искусства@ARTINFO)!

В чемоданчике, приехавшем из Германии, оказалась настоящая энциклопедия видеоарта, подготовленная группой авторов и под редакцией Андреа Цапп. Издана книга усилиями Института кинематографии в Великобритании, в кармашке на обложке DVD-диск. Вот только заполучить не удалось, купить тоже (хотя 25 фунтов стерлингов -- деньги по западным меркам небольшие). "У меня только один экземпляр, а мне надо быть еще на четырех станциях", - грустно сказала Андреа (на станции "Москва" она выступила 15 февраля).

В довершение всего в те же дни (если быть абсолютно точным, то 5 февраля) в Екатеринбурге состоялось открытие Школы изящных искусств (директор Олег Петров -- помните "Провинциальные танцы"?). Среди ее дисциплин: предметы искусствоведческого цикла: история театра, музыки, визуальных искусств, кино, дизайн и художественная фотография, арт-критика и арт-менеджемент, а также предметы культурологического и эстетико-философского циклов: понимание и интерпретация в искусстве, анализ художественного произведения, теория художественного стиля, визуальность в культуре, феномен моды и т.д. Вы почувствовали значимость?

Алла ДемидоваВ тот вечер на сцене кукольного театра, где проходило открытие Школы, выступила Алла Демидова, почетный член Попечительского совета. Она прочла стихи Блока, Северянина, Ахматовой, Саши Черного, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака, Бродского и др. Программа "Поэты XX века" -- почти на два часа, затем коктейль, но остаться на нем было бы уже слишком. За пару дней информации и впечатлений было предостаточно даже без алкогольной поддержки. Вернувшись в Челябинск, угодил аккурат на другую презентацию, но о ней речь шла выше и без меня.

D-man

В заметке использованы материалы к выставкам и презентациям, любезно предоставленные организаторами.
Фото автора, который выражает свою признательность профессорам УрГУ С. Л. Кропотову и Т. А. Галеевой.