| |
"КОЕ-ЧТО О ПРЕДМЕТЕ..."
Всегда интересно, когда что-то привычное, очень знакомое вдруг открывается с другой стороны,
видится по-новому, чувствуется острее. Особенно, если речь идет о творчестве. Новая выставка,
открытая в выставочном зале, самим названием приглашает на "опыты" известного челябинского
художника, признанного мастера -- Валентина Качалова.
Художников нередко посещает мысль о том, что предметный мир часто связывает сознание, держит
их в определенных рамках, не позволяющих до конца осуществить полную живописную свободу. Видимо,
"кризис предмета" почувствовал и Валентин Качалов, когда в 1993 году (большинство
работ датируется этим годом) он стал проделывать эти "опыты в беспредметном". Беспредметное
искусство предполагает главенство цвета, который сам по себе становится выразителем сути и
смысла; формы, свободной от каких-либо предметных ассоциаций и несущей в себе опять-таки именно
ощущение, впечатление и, в конечном итоге -- духовный образ.
Морская звезда, х.м., 100х100, 1993
Вверху: Созвездие Тельца, 140х126, 1993
На выставке не покидает ощущение, что никак невозможно отделаться от "предмета", он навязчиво
"лезет в глаза" и волей-неволей прочитывается зрителем: вот кувшинки на темной воде, вот рыба
с просвечивающим скелетом, вот поля льна, как бы увиденные с высоты птичьего полета. Иногда
В.Качалов работает почти как натуралист: очень осязаемо и зловеще по маске сползают сгустки
крови ("Шутовской колпак"). А рядом -- совсем не имеющие отношения к беспредметному, вполне
узнаваемые натюрморты и многочисленные кошки. Итак, предмет остался в поле зрения художника,
и никуда не исчез... И выставку можно было бы назвать "Опыты с предметами".
Жесткий ритм, х.м., 125х105, 1993
Сам художник так говорит о последней экспозиции: "В процессе работы... удалось утвердиться
в одних мыслях и разочароваться в других, оценить ряд несомненных достоинств метода и почувствовать
пределы его возможностей..."
А для зрителей предоставляется замечательная возможность взглянуть на знакомого художника
по-новому, поразмышлять на философские темы о том, что такое предмет в мире и искусстве, а
может быть и о самой природе творчества.
Т а т ь я н а Б а т о в а
|