Сохраняя выразительные "первоэлементы" традиционного искусства, Кравцев обнаруживает
новые формы проявления природы современного, подчеркнуто концепционной, развивающей
мысль о непосредственной зависимости содержания и пластики произведения как от
мировоззрения художника, так и от сложных процессов, происходящих в духовной жизни
общества.
Философское
осмысление жизненных явлений -- не фактическая информация о вещах, природе, внешней
среде, -- перед нами искусство, воссоздающее внутренний сюжет. Воспринимаемая
зрением видимость мало занимает Кравцева, он фиксирует внутреннюю действительность
живой человеческой судьбы.
Абстракции В.Кравцева не имперсональны по своей природе, это не отвлеченные
умозрения, а наполненные реальными переживаниями автора высказывания: его личное
мироощущение, личная боль и собственные надежды.
Обращаясь к знанию, памяти, чувству в нас, художник переплавляет прозаическую
ежедневность в символические чувственно-достоверные образы.
Современные художественные практики активно используют готовые материалы и
предметы, не прибегая к их дополнительной пластической обработке. Органично включенные
в контекст произведения, они становятся самодостаточными пластически выразительными
элементами. В случае с Кравцевым упаковочный материал -- скотч -- превращается
по воле автора в художественный, придает произведению эстетическую завершенность.
В серии коллажей "Белое-черное" трагическое сплетение линий черного скотча
становится проявлением напряженной жизни внутреннего мира художника. В серии "Вести
из Лондона" гладкая поверхность скотча выступает синонимом предметности внешнего
мира, в противовес воздушности растекающихся по листу бумаги туч туши.
Своими произведениями Кравцев формулирует новые принципы синтеза искусств,
складывая их в завершенную художественную систему: бумага у него приобретает скульптурный
рельеф, образуя контрастное единство с гладкой линией скотча (делая на листах
бумаги оттиски деревом, он складывает из "бумажных" досок "рыхлые" поверхности,
рассекаемые скотчем).
Взаимодействие пульсирующей живописи и скульптурных объемов в объектах Кравцева
порождает взаимодействие двух различных видов пространств -- реального, созданного
самой природой (фактура деревянной доски), и изображенного, создаваемого средствами
живописи. Изменяется структура произведения в целом, возникает новая система отношений
внешнего облика и внутреннего пространства. Тесно связанные между собой, они ведут
диалог в поэтике образного строя произведения.
Условность художественного языка Владимира Кравцева, доведенная до предельного
лаконизма и обобщения, метафорична, предполагает неоднозначность прочтения. Зритель
оказывается в положение сотворца, на материале собственной внутренней жизни постигая
глубинную суть произведений.
С в е т л а н а Ш л я п н и к о в а
|